Церковный праздник сегодня 17 сентября. Церковный Православный праздник сентября

* Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.). * Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (ок. 251). * Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911). * Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1989).
Мучеников Ермионии (ок. 117) и святой Евтихии, дочерей апостола Филиппа диакона; Вавилы Никомидийского и с ним отроков Аммания, Доната и прочих 82 (ок. 305-311); Феодора, Миана, Иулиана и Киона (ок. 305-311); Феотима и Феодула. Преподобных Петрония (ок. 349); Симеона Гареджийского. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867). Святого Александра. Священномучеников Павла (Васильевского), Иоанна (Васильевского), Николая (Лебедева), Николая (Сретенского), Михаила (Богородского) пресвитеров и преподобномученика Стефана (Кускова) иеромонаха, Тверских (1937); священномучеников Иоанна (Ромашкина), Николая (Хвощева), Александра (Никольского), Петра (Лебединского) пресвитеров и мучеников Василия (Ежова), Петра (Лонскова), Стефана (Митюшкина) и Александра (Блохина) Нижегородских (1937). Собор Воронежских святых. Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680).

Моисей - величайший пророк Ветхого Завета

Св. пророк Моисей называется Боговидцем, потому что удостоился видеть Бога на горе Синай насколько возможно видеть человеку. Моисей вывел евреев из Египта и тем избавил их от рабства фараонова; он получил для них 10 заповедей от Самого Бога на горе Синайской и, по внушению Божию, написал законы. Тем самым Моисей был образом Иисуса Христа, Спасителя людей от рабства диаволу и новозаветного Законодателя. Моисей предвидел пришествие Спасителя (Втор. 18:18), поэтому его называют пророком. Жизнь и деятельность Моисея описана в Библии. Родился он в то время, когда фараон, царь египетский, издал указ бросать в реку Нил всякое новорожденное еврейское дитя мужеского пола, но Божиим Провидением был спасен и воспитан при дворе царском. Достигнув возраста, он предпочел страдать с народом Божиим - своими соотечественниками, чем владычествовать с язычниками. Однажды, заступившись за еврея, которого обижал египтянин, он убил египтянина и вынужден был бежать в другую землю, Аравию. Там 40 лет он жил у своего тестя, священника Иофора, и пас его стада. Здесь Господь, явившись Моисею в горевшем, но не сгоравшем терновом кусте, послал его освободить евреев от рабства в Египте, выведя их оттуда. При помощи Божией Моисей и перевел евреев через Чермное море. После того как получил скрижали с десятью заповедями, по указанию Божию, устроил первый Божий храм, скинию. Однажды, когда Господь очень разгневался на народ, который согрешил в отсутствие Моисеево, он такими словами молился за народ: «Господи, если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Моисей довел евреев до земли Обетованной, но Бог не судил ему ввести в самую землю, потому что он, к соблазну других, не точно исполнил повеление Божие: изводя воду из камня, вместо того, чтобы извести словом, ударил железом по камню и еще выразил при этом сомнение словами: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Умер Моисей на горе Навав, на границе земли Обетованной, лишь взглянув на ее оттуда. Умер он в возрасте 120 лет около 1531 г. до P. X. Место могилы его осталось неизвестным чтобы евреи, склонные к многобожию, не могли поклоняться ему, как Богу. Моисею приписывают авторство пяти первых священных книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Священномученик Вавила

Священномученик Вавила был епископом в Антиохии, во времена гонения. Император Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила служил в храме и не пустил туда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царя?» - сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Я не оскорбил царя, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Сам Царь Небесный повелел мне оберегать от волков данное мне стадо». - «Ты получишь прощение, если поклонишься богам нашим», - продолжал царь. - «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Хотел бы я и тебя вывести из мрака и избавить от геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище еще трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» -спросил царь. «Мои по духу», - отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» - спросил царь отроков. «Есть, - отвечали они, - но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали их мать, Христодулу. Та сказала, что отроки - ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласково уговаривать, потом бить за непослушание, и потом вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? сказал царь Вавиле. - Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем не повинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV в., по повелению Юлиана Отступника, мощи святых мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

Мученик Вавила Никомидийский

Мученик Вавила Никомидийский пострадал при царе Максимиане, вместе с ним пострадали 84 отрока. Во время гонения он скрылся в потаенное место и здесь учил малых детей не поклоняться идолам, а поклоняться Христу. Язычники донесли об этом царю, и царь потребовал к себе мученика вместе с детьми. На суде св. Вавила назвал языческих богов бесами; царь разгневался и приказал подвергнуть его жестоким мукам. С детьми же царь ласково беседовал, задавал им разные вопросы; но они не отвечали ему ничего, а лишь переглядывались. Тогда он отделил детей постарше и сказал им: «Вы умнее других, послушайте меня поклонитесь нашим богам». - «Мы никогда не поклонимся бездушным истуканам», - отвечали все дети. Царь приказал умертвить мечом их всех, начиная с учителя. Из детей известны имена Аммония и Доната.

Мученица Ермиония

Мученица Ермиония была дочерью св. Филиппа диакона (память 14 ноября). Зная врачебное искусство, она безвозмездно лечила христиан. Царь Траян, узнав о ней, хотел уговорами и обещаниями отвлечь ее от Христа; но святая осталась твердой, и Траян приказал жестоко бить ее, а затем отпустил на свободу. Тогда святая Ермиония открыла лечебницу и лечила всех приходящих больных, внушая неверующим веру во Христа. Когда же со смертью Траяна вступил на престол Адриан, то и он потребовал Ермонию к себе и за веру Христову приказал бросить в кипящую смолу с серой и оловом. Но она, находясь в котле, не чувствовала боли и говорила мучителю: «Царь, поверь, как ты, сидя на троне, не чувствуешь огня, так и я». Затем Ермиония попросила отвести ее в капище. Адриан обрадовался, думая, что святая мученица хочет поклониться идолам. Но едва она вошла в капище и помолилась, как все идолы попадали. Тогда св. Ермиония послала сказать Адриану, чтобы он поспешил на помощь своим богам, потому что они лежат поверженные и не могут встать. Царь разгневался на св. мученицу и отсек ей голову. Это было в 117 г. в городе Ефесе.

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII в. Икона находится в Москве, в Неопалимовской церкви. При царе Феодоре Алексеевиче она находилась при Грановитой царской палате. Царский конюх Колошин особенно почитал эту икону. Однажды судили его по какому-то важному делу, и он, не надеясь оправдаться, еще усерднее молился перед иконой, прося у Пресвятой Богородицы заступничества. И молитва его была услышана. Царь видел икону во сне, и Пресвятая Богородица объявила Колошина невиновным. Царь освободил Колошина от суда, а он в благодарность Богородице испросил у царя позволения построить храм во имя иконы Неопалимой Купины и перенес туда саму икону. Тогда установлено и празднование сей иконе в Неделю по Пасхе - в день перенесения иконы и освящения храма.
Однажды во время бывшего в Москве большого пожара икону обнесли вокруг домов прихода Неопалимовской церкви, и все дома уцелели. Икона Неопалимой Купины пишется так: представлена восьмиугольная звезда, состоящая из двух острых четырехугольников, из коих один красного цвета, напоминающий собой огонь, объявший виденную Моисеем купину (куст терновника), другой - зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, будучи объята пламенем. В середине звезды изображена Пресвятая Богородица; по углам - человек, лев, телец и орел -символы четырех евангелистов.

Святитель Иоасаф

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) был родом из знатной дворянской семьи. Он родился в 1705 г. в праздник Рождества Богородицы.
В детстве отцу святителя было видение Приснодевы, подле которой молился Иоаким, осеняемый архиерейской мантией.
Не получив от родителей благословения на монашество, юноша тайно поступает послушником в Киево-Межигорский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Илларион. В 1727 г. в Киево-Братском монастыре он был пострижен в мантию с именем Иоасаф. Молодой монах служил учителем Киевской Духовной академии, священником Софийского собора, членом консистории.
В 1737 г. иеромонах Иоасаф был назначен игуменом Спасо-Преображенской Мгарской обители близ Лубен, а затем архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Игумен Иоасаф, не полагаясь на помощь наемников, не гнушался самой тяжелой и черной работы, не гнушался и прошения милости. Императрица Елизавета Петровна, удивленная достоинством чернеца-просителя, пожаловала ему весьма крупную сумму денег.
В 1748 г. архимандрит Иоасаф был призван к епископскому служению, владыкой Белгородским и Обоянским. На этом посту он стал известен своей строгостью.
Особо строго владыка боролся с привычкой пренебрежительно относиться к святыни. Однажды владыка Иоасаф увидел во сне лежавшую среди мусора икону Богородицы. Пресвятая Дева, скорбя, жаловалась Своему святителю: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для всей веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Именно такою, поверженною в сор, и нашел епископ Иоасаф икону эту в городе Изюме близ местной церкви. В другой раз, во время поездки по епархии, остановившись на ночлег в доме приходского священника, архиерей нашел запасные Св. Дары среди бумаг и мусора на полке с горшками, за что подверг священника жестокому наказанию.
Один 130-летний священник покаялся святителю Иоасафу, что в давние времена, устрашенный приказанием опоздавшего к обедне помещика, вынужден был возобновить, не переменив престола, прерванную литургию. Не послушав грозного гласа, повелевавшего ему не совершать незаконной службы, испуганный священник проклял самого ангела-хранителя храма. По настоянию святителя Иоасафа старец-преслушник совершил литургию на месте того, давно разрушенного храма, после чего умер, примирившись с Богом.
Святитель скончался 10 декабря 1754 г. и был похоронен в каменном склепе, устроенном по его настоянию в Белгороде и освященном в память Страшного Суда, ожиданием которого блаженный Иоасаф жил постоянно.
Святитель был канонизирован в 1911 г. В 1991 г. были чудесным образом вторично обретены мощи святителя, считавшиеся утраченными, и в день его памяти перенесены в Спасо-Преображенский собор города Белгорода, где и почивают поныне.
Память святого вспоминается также 10 декабря, в день его блаженной кончины.

В это время начинали выкапывать лук (Фото: Sandra Cunningham, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 4 сентября

В этот день отмечается праздник иконы Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина». По преданию, в виде горящего, но не сгорающего тернового куста Моисею явился Бог, чтобы призвать пророка вывести народ Израиля из Египта. В христианстве Неопалимая Купина стала прообразом Богоматери, символизирующим непорочное зачатие Девы Марии.

Православные люди почитают чудотворную икону Божьей Матери с тем же названием. В центре иконы располагается изображение Марии с младенцем, заключенное в восьмиконечную звезду, которая, в свою очередь, образована двумя четырехугольниками - зеленым (естественный цвет Купины) и красным (цвет объявшего ее пламени). В русской иконописи икона известна с середины 16 века, а праздник в честь нее был установлен в 17 столетии.

В народе Неопалимую Купину вполне естественно считали охранительницей от пожара и молнии. Соответствующую молитву произносили в этот праздник. Кроме того, существовал обычай в случае пожара обходить вокруг горящего дома с иконой Богородицы Неопалимой Купины.

Наши предки знали много поверий, связанных с пожарами, которые были самым страшным бедствием для крестьян наряду с неурожаем. Например, говорили, что пожар, вызванный молнией, можно затушить молоком от черной коровы, квасом или пивом. Верили также, что если бросить в горящий дом белого голубя, то пламя погаснет. Спасти от грозового пожара могли черная собака или кошка, живущие в доме.

Существовали и особые приметы: пожар предвещали мыши, бегущие по полу; кукушка, летящая по деревне; заяц, бегущий по селению. Интересно, что пожарную бочку нельзя было держать в полной исправности; говорили, что быть готовым к пожару - бога искушать.

В это время женщины начинали выкапывать лук, а мужчины обходили сеновалы и тыкали в них вилами - чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни, которые могут зимой напасть на скотину. Так же вилами тыкали в сухой мох, если строили дом.

Именины в этот день

Александр, Василий, Григорий, Елена, Иван, Митрофан, Михаил, Моисей, Николай, Павел, Петр, Степан, Федор, Юлиан

День работников леса

Праздник людей, которые своим трудом приумножают наши лесные богатства (Фото: psamtik, Shutterstock)

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя, так радостно и жадно,
Дыханье влажных трав и аромат сосны… (из стихотворения В.Рождественского).

В третье воскресенье сентября отмечается профессиональный праздник людей, которые своим благородным трудом приумножают наши лесные богатства и способствуют их рациональному использованию. День работников леса ведет свою историю еще со времен существования СССР.

13 августа 1966 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении данного праздника, а в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» подтверждено его празднование в третье воскресенье сентября.

Сегодня День работников леса отмечают в России, Беларуси, Кыргызстане, Украине.

Лес - наше самое большое природное богатство, залог экологической безопасности, приоритетная составляющая народно-хозяйственного комплекса и основа экономической стабильности страны.

Сохранение, приумножение, заботливое и рациональное использование этого бесценного национального сокровища - обязанность не только лесничества, но и общества.

Подсчитано, что леса занимают около трети площади суши, и общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. километров. Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвертая часть расположена в северном полушарии. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. километров.

День Конституции и Гражданства в США

Фрагмент Конституции США на фоне государственного флага (Фото: Onur ERSIN, Shutterstock)

В 2001 году приказом президента США Джорджа Буша 17 сентября объявлено Днем Конституции и Гражданства (Constitution Day and Citizenship Day), а период с 17 по 23 сентября определен еще с 1955 года как Неделя Конституции.

Многие граждане США - как рожденные в США, так и принявшие гражданство, независимо от национальности и вероисповедания - отмечают этот праздник, хотя государственным выходным днем он не является.

Исторически этот день знаменателен тем, что 17 сентября 1787 года, в США была принята первая в мире Конституция, подписанная делегатами Конгресса из 12 штатов. Это первая в мире Конституция, четко определяющая права и свободы человека, как гражданина своей страны.

До принятия Конституции Соединенные Штаты жили по Статьям конфедерации.

Первые 10 поправок к Конституции, получившие название «Билль о правах» (Bill of Rights), были приняты первым Конгрессом в сентябре 1789 года, они вступили в силу в декабре 1791 года.

В 1940 году Конгресс провозгласил 3-е воскресенье мая Днем Америки, который впоследствии был переименован в День Конституции и смещен на сентябрь. Интересно, жители Америки, праздновавшие это событие в 3-е воскресенье мая, не изменили традиции.

Ежегодно к этому празднику Министерство Образования США разрабатывает методические пособия, мандаты и рекомендации для школьников и студентов. Этот день отмечается вдохновенными речами о правах и почетных обязанностях каждого гражданина.

В течение Недели Конституции на уроках проходят занятия по истории ее создания, подписания, ученики читают и цитируют отрывки. Обеспеченными гражданами принято вносить пожертвования в благотворительные фонды.

День Матери в Казахстане

Официально этот праздник был учрежден совсем недавно – в 2012 году (Фото: Tom Wang, Shutterstock)

День матери в Казахстане отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября. Хотя традиции чествования женщин-матерей в этой стране существуют не первый год, но официально этот праздник был учрежден совсем недавно – в 2012 году, по инициативе президента Республики Нурсултана Назарбаева.

Именно он, в канун празднования 8 марта в 2012 году, высказал идею назначить определенный день для чествования казахстанских матерей, отметив роль женщины, как хранительницы семейного очага, и что День матери – праздник в мире широко распространенный и актуальный. Также президент предложил поздравлять казахстанских матерей осенью, «когда уборка заканчивается, в сытное время».

И вскоре постановлением Правительства были внесены соответствующие изменения в Указ президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года №3827 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан», согласно которым в стране был учрежден новый праздник – День матери, и определена дата его празднования – третье воскресенье сентября.

Этот праздник был установлен с целью чествования казахстанских женщин-матерей. Ведь мать – это средоточие начала жизни, основа семьи, хранительница семейных традиций. Поэтому чествование матери – это, в том числе, и сохранение казахской культуры и традиций, что в современном мире весьма важно. Поскольку молодое поколение порой теряет главные ориентиры в жизни и забывает о ценности семьи, брака и традиции своего народа.

И сегодня все жители Казахстана могут поздравить своих мам с их теперь уже официальным праздником – Днем матери.

Напомним, что в большинстве европейских стран, США, Канаде, Китае, Японии День матери отмечается ежегодно во второе воскресенье мая, а в России – в последнее воскресенье ноября.

День спасателя Украины

Украинские спасатели отмечают свой профессиональный праздник 17 сентября (Фото: worradirek, Shutterstock)

12 сентября 2008 года Президент Украины В.Ющенко подписал Указ № 830/2008, в соответствии с которым был установлен новый профессиональный праздник - День спасателя , который отмечается с тех пор в стране ежегодно 17 сентября.

Как сказано в Указе, праздник устанавливается, «учитывая значительный вклад работников аварийно-спасательных служб, пожарной охраны и других специальных формирований, а также граждан в деле ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, защите жизни и здоровья людей».

Напомним, что ранее, в подписанном 27 августа 2004 года Президентом Украины Указе № 1010/2004 «О дне работников гражданской защиты» отмечен значительный вклад пожарных и аварийно-спасательных формирований и служб в дело защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Украинские спасатели отмечают свой профессиональный праздник 17 сентября - в день празднования православной церковью Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680), которая является покровительницей пожарных и спасателей и оказывает помощь всем, кто попал в беду.

Отметим также, что Указом № 830\2008 отменен другой праздник - День работника гражданской обороны, который отмечался 27 августа.

Практически каждый день отмечается тот или иной праздник в России. Этот момент накладывает свой отпечаток на сознание людей, которые в поисках информации о какой-либо памятной дате, пытаются отыскать праздничные моменты.

Сегодняшний день в этом отношении не является исключением из правил, так как на 17 сентября 2017 года приходится сразу несколько праздников, о которых мы и расскажем в этом материале. В частности, сегодня имеет место быть следующий праздник: День работников леса. В свою очередь народный и церковный календари переплелись и расскажут нам о празднике иконы Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина».

Более половины территории России занято лесами, это бесценное богатство, данное нам природой, это источник радости и здоровья. Сохранение и приумножение нашего леса, рациональное его использование это долг каждого члена общества.

Но есть люди, которые посвятили этому делу всю свою жизнь. И 17 сентября каждого года все люди, как-то связанные с охраной и приумножением леса, с его заготовкой и переработкой отмечают свой профессиональный праздник - День работников леса. В 1977 году в этот день было принято Лесное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с жизнедеятельностью леса.

Лес - наше самое большое природное богатство, залог экологической безопасности, приоритетная составляющая народнохозяйственного комплекса и основа экономической стабильности страны. Лес в России - это бесценный дар природы и величайшее национальное достояние, источник духовного и эмоционального потенциала нации, ее здоровья.

День работников леса, этот профессиональный праздник отмечают не только специалисты лесного хозяйства, лесной охраны, лесозаготовительных, целлюлозно-бумажных, деревообрабатывающих предприятий, ветераны лесопромышленного комплекса, но и все те, кто с любовью и уважением относится к лесу.

Какой церковный и народный праздник сегодня, 17.09.2017: Неопалимая Купина

На этот день приходится особый праздник посвященный иконе Божьей Матери «Неопалимая Купина».

Согласно легенде, из объятого пламенем, но не сгорающего терновника пророк Моисей услышал глас Бога, призвавший его отправиться вместе с израильтянами из Египта.

Также Купина Неопалимая является прообразом Богоматери и символизирует непорочное зачатие Девы Марии. На самой прославленной чудотворной иконе изображается по центру Дева Мария с младенцем Христом, а окружает их звезда о восьми лучах, причем она состоит из двух четырехугольников - алого, по цвету пламени, и зеленого, по цвету растения купины. Начало празднику положено в 17 веке, а русская иконопись знакома с иконой с века шестнадцатого.

Этим днем особо горячо молились о защите от огня да удара молнии, охранной почитали и саму икону, так что даже считалось, будто она может усмирить пожар, если обойти с ней округ горящей постройки.

Пожары вообще были одним из самых грозных бед для наших предков, наравне с войной, мором скота и людей, неурожаем. Им сопутствовало множество мистических поверий и обрядов. Так, коли что загорелось от молнии, верили, что с таким огнем может совладать поливание пивом, квасом или молоком черной буренки. Порой было и жестче - в объятую пламенем избу бросали белого живого голубя.

От пожара во время грозы оберегали кошки или черные собаки, что жили в избах. Многие животные были предвестниками огня - заяц, пробежавший через село, кукушка, пролетающая над домами, мыши, вдруг забегавшие по избе. Казалось бы - будь всегда готов! Но говорили, что, если у кого пожарная бочка наготове, он бога искушает, и пожар непременно случится.

Хозяйкам приходила пора копать лук, хозяева же отправлялись с вилами на сеновал - протыкать сено, дабы изгнать «трясуху» и «гнетуху» - особых злых духов, приносящих недуги скоту по зиме. Не ленились тыкнуть в запас сухого мха, используемого в строительстве изб.

"Неопалимая Купина" — образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, когда недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть "отчего куст горит огнем, но не сгорает" (Исх.3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии.

На Русь эта икона попала еще в 1390 году — ее привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.

В секрете такой популярности в народе этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных нашим секулярным миром представлений.

Святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора описали целый ряд главных функций иконы. И самым популярным из их определений стало объяснение иконы как рассказа о событиях Священной истории или житии святого в картинах (по выражению Василия Великого - "книга для неграмотных"). То есть практически - иллюстрация, благочестивый "комикс"? Но в том-то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.

Символически показывая духовные, неизобразимые феномены горнего мира, икона возводит ум и дух человека, созерцающего ее, в этот мир, объединяет с ним, приобщает к бесконечному наслаждению духовных существ, обступающих престол Божий. Она — предмет длительного и углубленного созерцания, стимулятор духовной концентрации, путь к духовному восхождению. В иконе изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна, в ней реально осуществляется единение земного и небесного. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель жизни православного человека.

"Неопалимая Купина" перенасыщена символами и персонажами Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы — покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа: небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего в неразрывной повести прошлого, настоящего и будущего рождают Спасителя человечества Иисуса Христа от благодатной Приснодевы Марии.

Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Причем, сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной. Восьмиконечная звезда в традиции означает вечность, полную устойчивость, выход за пределы дольнего мира. Это — знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. То есть икона изображает духовный, "богородичный" космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада.

Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список "Неопалимой Купины" из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви "Неопалимой Купины"; сам храм в 1930 году снесли, но осталось название — Неопалимовский переулок.

В 1904 году по благословению Иоанна Кронштадтского его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) основала в честь "Неопалимой Купины" монастырь — Парфеневскую пустынь близ Череповца.

Почитаемые чудотворными списки иконы "Неопалимая Купина" есть в Пермском крае, в Ульяновске, в Новгороде, на Украине — в Троицкой церкви Славянска.

Общецерковное празднование этой иконе 4 сентября (17 сентября по новому стилю) было установлено в 1680 году.

19/09/2017 - 07:51

Сегодня, 19 сентября 2017 года, церковь вспоминает чудо Архистратига Михаила (Михайлово чудо). Также церковь сегодня чтит память трех святых мучеников Евдоксия, Зинона и Макария, которые пострадали за веру в Христа в период правления императора Максимиана Галерия, который был преемником Диоклитиана.

Народный праздник Михайлово чудо напоминает верующим о чудесном явлении архангела Михаила в Хонек (Колоссы) и спасении им храма от нападения язычников. Это событие произошло в IV веке. Христианин Архип построил в Хонеке храм. Он был основан у источника, где дочь Архипа исцелилась от немоты. В храм начали стекаться люди. Многие язычники принимали христианство. Это не понравилось идолопоклонникам и они решили разрушить храм. Они объединили две реки в одну и направили на храм. Архип начал молиться о опасении церкви. Бог услышал его. Возле храма появился Архистратиг Михаил. Он ударом жезла сделал в горе расщелину, вода ушла в землю. А идолопоклонники разбежались в страхе. Это чудо спасло храм.

Церковь не поощряет работу в этот день. Если работать все же нужно, то важные дела лучше закончить до обеда. В этот праздник в народе организовывались «сходки», то есть выяснения отношений между родственниками и соседями. Люди молятся архангелу Михаилу об исцелении от лихорадки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: