Картотека по художественной литературе на тему: Картотека сказок о Временах года. Рассказ про время для детей

Сказка про время

Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.

Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы - настоящий человек!

Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.

"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! - думало Время. - Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".

Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.

Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.

Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!

Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.

Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.

Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?

Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.

Время так и сделало.

Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.

На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!

Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.

Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.

Ай! Пошел дождь! - воскликнул ребенок.

Нет никакого дождя, тебе просто показалось, - заметила его подруга, и они продолжали играть.

Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.

Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.

Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.

Как много всего интересного пройдет мимо него!

Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"

Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.

Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!

Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие

Сказка о времени. Жила была на свете девочка по имени Апполинария. Все удивлялись ее необычному имени, поэтому она, начиная с шести лет, стала всем представляться как Поля. Девочка была тихая, но ужасно смешливая. Она постоянно попадала в какие-то происшествия: то с лестницы упадет, то на ровном месте споткнется, то не то поручение сделает. В общем, родители совсем перестали ей поручать дела, а учителя в школе не спрашивали домашнее задание – все равно напутает. Зато Поля была очень симпатичная. Ее миловидное личико обрамляли золотые кудряшки, а глазки цвета неба скрывались за роскошными русыми ресничками. Носик у Поли был остренький, а губки маленькие и пухлые. Росту она была небольшого, но с длинной шейкой. Как-то раз сидела Апполинария и читала книжку. Вдруг ее взгляд упал на часы, которые стояли на соседней с креслом тумбочке, и Поля быстро вскочила. «Боже, уже двенадцатый час! Я срочно должна идти спать!» Поля прошла в свою комнату, разделась и легла спать. - Бззз…бззз…бззз! – настойчиво шумел будильник. «Как? Уже пора вставать?» - Поля удивленно потягивалась. Никогда в жизни она не спала так мало! Девочка поднялась, посмотрела на часы. Вроде бы все правильно: 7:31. Тогда Поля пошла в ванну, чтобы умыться. Посмотрела на себя в зеркало и вскрикнула: - Что за круги под глазами? Это из-за плохого сна, я уверенна! Никогда не лягу спать так поздно, - пообещала сама себе Апполинария. По привычке маленькая девочка прошла на кухню и заварила себе чай. Пока кипятился чайник, Поля сделала себе бутерброды с шоколадной пастой и джемом. (Ее родители не следили за Полей, поэтому она сама себе готовила и сама себя усыпляла колыбельной перед сном. Иногда она обижалась на них, а они ей только и твердили: «У нас бизнес, Апполинария. Биз-нес!» В таких моментах их дочка отворачивалась и фыркала). И тут девочка посмотрела на часы, висевшие на кухонной стене. - Что??? Без десяти девять! Не может быть, я опоздала на первый урок. – Поля молча села за стол и, не притронувшись к еде, тихо заплакала. Она никогда раньше не пропускала уроки. А сегодня первым уроком, кстати, была контрольная по математике. Вспомнив это, девочка еще сильнее всхлипнула. Неожиданный, резкий звук долетел до Полиного уха. Девочка перестала плакать и осторожно стала озираться по сторонам. Она слишком быстро повернула голову, но от ее зоркого глаза не ускользнул какой-то полупрозрачный сгусток, движущийся и прячущийся. Поля встала и решила отыскать это нечто. Во всяком случае, если первый урок для нее потерян, то она может сказать, что приболела. Идти сегодня в школу с плохим настроением ей явно не хотелось. Апполинария заглянула за угол и успела увидеть, как этот сгусток убегает, в буквальном смысле, на двух ногах за ножку стола. Так и не решив для себя бояться ей или нет, девочка смело подошла к столу и подняла скатерть, мешавшую хорошему обзору. Реакция у девочки была не из лучших. Маленький голубой сгусток куда-то исчез… Вдруг у Поли сильно зачесалась правая сторона шеи, затем щекотка перешла к спине, а от спины в правую под мышку. Пока девочка успевала себя чесать, непрерывно хихикая, щекотка странным образом перетекала с места на место. Причем объектом исследования для «щекотки» было тело Апполинарии. Наконец, девочка догадалась, что это за загадочная щекотка и куда делся прозрачный человечек. Да-да! Это был именно человечек. Когда он бежал за стол, Поля успела заметить не только быстрые ножки, но и руки с головой. Она отследила передвижения маленького человечка по ее одежде и схватила его. Удержать сгусток было не просто! Он брыкался, щекотал, дрался. Но сильные руки нашей хрупкой девочки не сдавались. Тогда человечек понял, что попался и решил сдаться. - Девочка, отпусти меня! Поля, у которой никогда не было проблем с фантазией, от такого факта просто разомкнула руки и прижала их ко рту, не смея даже вскрикнуть. Через миллисекунду, хотя девочке она показалась вечностью, дар речи вернулся к Поле и она смогла заговорить: - В-вы кто? - Что за наглость? Я – Боби. - Какой еще Боби? Вы чей-то друг? – девочка явно думала, что спит. Разве такое бывает на яву? Она ущипнула сама себя. – Ай, больно. - Хо-хо-хо, думаешь я твое воображение? Как бы ни так! Я реально существую, - для правдоподобности маленькое существо прокрутилось три раза вокруг себя. После чего человечек упал на колени и потом тихо ругался, отряхиваясь. - Простите, что это вы бормочите. Я не расслышала, - боязливо спросила Поля. Сгусток, вероятно, не слушал ее. Он осматривался на кухне. Может, он что-то потерял? - Не могла ли я вам чем-нибудь помочь? - Я потерял минуты! Это все из-за тебя, глупая девчонка! – от такой дерзости девочка чуть не заплакала. А человечек хватался время от времени за голову и метался в поисках каких-то минут. - Простите, что мешаю вам. Но я право не понимаю, как можно потерять минуты? - Как-как? Да одно неверное движение и все они разлетятся! Поля рассмеялась. Такой нелепой фразы она никогда не слышала. - Что смешного? – тут уже ничего не понимал сгусток. – У меня что-то в голове застряло? - Нет, - через смех выдавила Апполинария. – Просто минуты нельзя растерять. Из нельзя потрогать, увидеть. С ними ничего нельзя сделать. - А-а! Люди. И зачем я вообще тебе это сказал?! Минуты есть, - последнюю фразу человечек произнес тихо, как будто сам себе доказывая что-то. Но Поля все слышала. - Покажите! – девочка решилась поймать маленького козявчика на наглой лжи. – Просто признайтесь, что вы врунишка. - Хо-хо-хо! Не верующая. Я докажу тебе, - похоже, слова девочки раззадорили его. - Попробуйте. Я вся во внимании, - Поля скрестила по-деловому руки на груди и притопнула ножкой. Человечек не обратил на это внимание. Он лишь продолжал: - Разве в последнее время твое время не ведет себя странно? - Мое время? Что за глупости. Время у нас одно на всех! - Неправда. У каждого оно свое. Стариков обычно мы не трогаем. - Мы? – изумилась Поля. - Я позже скажу. Так, не случалось ничего странного? Девочка задумалась. Вспомнила вчерашний вечер, сегодняшний не состоявшийся завтрак и ахнула. - Я же говорил! – довольно улыбался сгусток, - Сколько, по-твоему, прошло уже времени? - Полчаса, - уверенно сказала Поля. - А вот и нет! Взгляни на часы! – потребовал козявчик. На часах четко значилось: 8:54. - Не может быть! Уже довольно давно часы показывали 8:45! – пораженно моргая, произнесла Апполинария. - Может. - Конечно, просто эти часы сломаны! – согласилась девочка и посмотрела на время в телевизоре. Тоже самое. - Видишь? – спросил человечек, поглаживая себя по руке. - Так, кто вы? – настойчиво спросила Поля. - Я минутник. Такие как мы, а нас много, крадем время, точнее минуты. А вот и одна! – человечек подбежал к ножке стола, от которого он уже был далеко, и взял какой-то крошечный серебряный шарик. – Это твоя минута. Он протянул Поле руку, на которой лежала маленькая серебряная минутка. Апполинария пораженно и восхищенно оглядывала шарик. - Как это здорово! Но зачем вы крадете минуты! Это же нечестно. Вы – воришки? – очнулась девочка. - Зачем время тем, кто его не ценит? – задал вопрос, будто в пустоту, рассерженный человечек. - Как? Я ценю. - Если бы ты, Поля, ценила время, то тратила бы его на добрые дела! Апполинария была в шоке. Только что ей открылся какой-то новый милипусенький мир. Мир тех, кто умеет распоряжаться временем правильно. Ей тут же захотелось проникнуть в тайны этих минутников. Она оглянулась по сторонам в поисках человечка. Никого нигде не было. *** Долгими вечерами Поля искала, ждала этого минутника. Время стало течь спокойно и размеренно. Никакие минуты больше не утекали. Только одно изменилось в жизни нашей героини – теперь каждую свою свободную минуту она уделяет кому-то другому: старается помочь незнакомым людям, своим друзьям или родителям. Больше Апполинарию никто не считал неуклюжей и ненужной. А нам остается только гадать: специально ли минутник Боби показался маленькой Поле на глаза или это была случайность? Для чего он открыл ей тайны времени? Это навсегда останется загадкой…

Ж ила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:
- Девочка, сколько времени?
А девочка отвечает:
- Без пяти минут пять.
- Спасибо, - говорит старушка.
Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.
- Сколько времени, девочка? Она и отвечает:
- Без пяти пять, бабушка.
- Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:
- Скажи, а как часы заводятся?
- А что, у тебя появились часики? - спросила мама.
- Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.
- Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, - сказала мать. - Может произойти большое несчастье, запомни это.

Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала. А девочка не спала и все видела.
На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.
- Ну, сколько времени? - спросила, появившись опять, старушка.
- Без пяти пять, - ответила девочка.
- Опять без пяти пять? - засмеялась старушка. - Покажи мне свои часы. Девочка спрятала руку за спину.
- Я и так вижу, что это тонкая работа, - сказала старушка. - Но если они не ходят, это ненастоящие часы.
- Настоящие! - сказала девочка и побежала домой.

Вечером она спросила у матери:
- Мамочка, а у нас есть часы?
- У нас? - сказала мать. - У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.
- А ненастоящие часы у нас есть?
- Таких часов у нас тоже нет, - сказала мать.
- И никаких-никаких нет?
- Когда-то были часы у моей мамы, - ответила девочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.
- О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.
- На них слишком печально смотреть, - ответила мать.
- Мне нисколько! - воскликнула девочка.

И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а дочь опять не спала и все видела.

На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.
- Скажи, пожалуйста, сколько времени? - откуда ни возьмись, спросила старушка.
- Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, - ответила девочка. - Это часы моей бабушки.
- Да, я знаю, - ответила старушка. - Она умерла без пяти минут пять. Ну, мне пора, а то я опять опоздаю.

Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.
- Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!
- Не дам! - сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери. Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.
- Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?
- Сейчас половина шестого, - ответила девочка.
Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:
- Кто завел часы?!
- Не знаю, - удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.
- Может быть, их завела ты?
- Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.
- Ой, ой, ой, кто же завел часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?
- Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.
- Стой! - закричала еще громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!
- Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:
- Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет. Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.
- А мне какое дело? - спросила девочка. - Это не ваши часы, а мои.
- Если я умру, умрет день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.
- Я дам тебе все, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа, все! Но только узнай, кто завел часы.
- Мне нужен принц, - сказала девочка.
- Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! - закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.
- Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?
Мама сказала:
- Это я завела часы.
Девочка высунулась в окно и закричала старушке:
- Это мама сама завела часы, успокойтесь!
Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:
- Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:
- Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?
- Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.
Девочка сказала:
- Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?
- Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать.
- Вот ты вечно так, дашь мне что-нибудь, а потом отбираешь! - воскликнула дочь.
- А как же я буду теперь спать? Ты начнешь каждый час меня будить?
- Что делать, дочка, иначе я умру. И кто же тогда будет тебя кормить? Кто будет за тобой ухаживать?
Девочка сказала:
- Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придется тебе всюду ходить за мной.

Мать ответила:
- Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла. А я бы не смогла тебя добудиться, ты всегда так не любишь просыпаться. Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя. А пока ты маленькая, я должна точно заводить часы. Поэтому отдай-ка их мне.

И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.

С тех пор прошло много лет. Девочка выросла, вышла замуж за принца. У нее теперь было все, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама ее жила, как прежде.

Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:
- Время моей жизни кончается. Часы идут все быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. Я ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдет ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и путь больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнают про них.

Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?
- Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.
- Давай я попробую, - сказала дочь.
- Что ты, не прикасайся к ним! - закричала мать. - Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!

Прошло три минуты, и мать стала умирать. Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую руку, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела.

Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на ее руке и заплакала.
- Зачем? Зачем ты снова завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?
- Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребенок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное. Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:
- Ну что же, пока что мир остался жив.

В одном небольшом городе, похожем на тысячи других, созданных людьми по всему земному шару, в маленькой квартире жил-был мальчик по имени Саша. Наступившей весной ему исполнилось восемь лет. Мальчик окончил третий класс и был несказанно рад наступившему лету.

В школе Саша учился плохо. Конечно, уроки мальчик не прогуливал, но частенько забывал выполнять домашнее задание, а надоедливая таблица умножения так и не была им выучена. Саша всё оставлял на «потом». Это «потом», казалось ему, решит все его проблемы: всё само собой сделается, выучится, запомнится. Строгий отец периодически напоминал мальчику, что «потом» может и не наступить, что Саша так и останется неучем на всю жизнь, но мальчик его не слушал, в душе надеясь на волшебное «потом». Мальчик считал, что именно это слово наколдовало для него такое тёплое лето.

Лето, и правда, было прекрасным. С юга дул тёплый ветер. Во дворах распускались цветы на газонах, зелёные шапки деревьев радовали глаза прохожих. Изредка с неба капал дождь, но он не приносил с собой леденящий ветер, а его капли не были холодными.

Саша просыпался ближе к обеду и сразу собирался гулять. Единственное, что ему играть было не с кем. Его лучший друг Никита уехал с родителями в сад и там помогал им работать с землёй, ухаживал за растениями. Никитка каждое лето пропадал в саду, а осенью рассказывал Саше о том, какой урожай удалось собрать, как весело ему было с отцом на рыбалке, как он помогал маме делать соления на зиму. Все эти рассказы удручали Сашу, потому что он не любил возиться с землёй, а уж помогать маме на кухне – тем более. Саша с ленцой относился к любому роду занятий, предпочитая оказаться больным или без настроения. Мама Саши только тяжело вздыхала, переживая за судьбу мальчика.

Сегодня Саша опять отправился гулять в полном одиночестве. Перед прогулкой мальчик отобедал, стараясь показать матери, что он занят, что у него полно дел. В последнее время Саша частенько обманывал родителей, делая суровым выражение своего лица, сдвигая брови и смотря вдаль якобы глубокомысленным взглядом. Мама, глядя на сына, считала, что он, и правда, чем-то занят, чем-то очень важным и серьёзным. Она старалась не мешать раздумьям Саши, предполагая, что сын действительно взялся за ум или читает какую-нибудь серьёзную книгу.

На улице мальчика как всегда никто не ждал. Он обошёл все знакомые ему улочки, заглянул в булочную, с завистью посмотрел на автомобиль отца соседа по школьной парте и отправился в парк, где рос его дуб, на который Саша любил взбираться, прячась затем среди толстых веток от посетителей парка.

Наблюдающего за прохожими мальчика, спрятавшегося на дереве, не было видно. Иногда Саша позволял себе небольшую шалость: он плевался из трубочки в людей смятой в твёрдые шарики бумагой. Прохожие не понимали, что это такое, хватаясь то за шею, то за голову. А тем временем листва высокого дуба дрожала от настигающего её смеха.

Сегодня Саша опять решил поиздеваться над прохожими. Он взял с собой любимую трубочку и лист бумаги, вырванный из тетради по русскому языку. Мальчик забрался на дуб и с упоением начал делать небольшие катыши из бумаги, как вдруг, совсем рядом с ним, в листве дуба раздался тонкий, едва уловимый ухом писк.

Саша чуть повернул голову и с удивлением заметил крохотного человечка, который с отчаянием пытался вытащить застрявшую в ветках дуба сумочку. Крохотные слёзы блестели на глазах малыша. От отчаяния человечек корил дуб во всех несчастьях, которые когда-либо случались с ним.

Верни мне мою сумочку, дуб, как я без неё вернусь в город! – стонал малыш, воюя с упрямыми ветками дерева.

Саше стало жаль беднягу, и он раздвинул ветки дуба и достал застрявшую сумку. Мальчик удивился, разглядев на ней необычный рисунок: на тонкой ткани были изображены часы, стрелки которых двигались.

Как так? – изумился Саша. – Сумка сделана из ткани, а часы, изображённые на ней, словно настоящие! Они даже тикают!

Здравствуй, мальчик, - обратился маленький человечек к Саше. – Верни мне, пожалуйста, мою вещь.

Я верну тебе сумку, если ты мне объяснишь, почему нарисованные на ней часы, ходят! – заявил Саша.

Ах! – воскликнул маленький человечек. – Да как ты можешь это понять, когда ты давно потерял свои часы!

Какие часы? – удивился Саша. – Не было у меня никаких часов, а такие, как у тебя нарисованы на сумке, даже и не снились!

Обещаешь, что ты вернёшь мне мою вещь, если я объясню тебе существование необыкновенных на твой взгляд часов?

Да, конечно. Я могу хоть сейчас отдать тебе заколдованную сумку, да только ты скроешься от меня.

Я не убегу от тебя, мальчик. Верни мне мою вещь, и я покажу тебе город Часов.

Саша передал маленькому человечку волшебную сумку, а тот, в свою очередь, нарисовал волшебной кистью прямо в воздухе небольшую дверь. Маленький человечек достал из кармана серебряный ключик и открыл созданную за мгновение дверцу. За ней прятался город Часов.

Саша с нескрываемым удивлением наблюдал за действиями маленького человечка. От волшебства у Саши закружилась голова, а чародей уже стоял на пороге волшебных дверей.

Так ты идёшь со мной или нет? – спросил крохотный волшебник.

Да, - робко согласился Саша, и они вместе перенеслись в сказочный город…

Этот город носит название города Часов. Здесь живут маленькие человечки-часовщики. Люди тоже попадают в этот город, но только тогда, когда рождаются. Совсем маленькие люди, только появившиеся на свет, ходят по этому городу в поиске своих часов. Видишь, здесь повсюду растут деревья, похожие на яблони, только вместо яблок на них растут настоящие часы.

А зачем новорожденным часы? – поинтересовался Саша, разглядывая крохотные домики в виде часов и необыкновенных крохотных человечков, носивших с собой сумочки с изображением живых часов.

Как зачем? Вы приходите в наш город, чтобы определить своё время на земле. Каждый человек проходит определённый жизненный путь, на который необходимо время. Если в планах на жизнь перед новорожденным стоит грандиозная задача, то ему необходимо больше времени на её осуществление. Вот он и летает по городу в поисках нужных ему часов.

А если новорожденный так и не найдёт своих часов? – спросил Саша.

Значит, младенец изначально выбрал жизненную задачу, с которой он справиться не сможет, - ответил маленький человечек.

И что же ему тогда делать? – изумился Саша.

Хорошенечко подумать! – усмехнулся волшебник.

Саша с удивлением смотрел на происходящее вокруг него. Иногда, будто из ниоткуда, в воздухе появлялись младенцы на облачках. Они подлетали к деревьям и разглядывали часики, которые висели на ветках.

Вдруг один из младенцев решил стать инженером. Вокруг него закрутились в вихре чертежи, формулы и разнообразные технические устройства. Раздался необыкновенный детский смех, словно тысячи колокольчиков зазвенели вокруг. Новорожденный сорвал с ветки понравившиеся ему часики и исчез.

Другой малыш, кряхтя и урча, подумал о счастливой семье. Вмиг рядом с ним возник образ улыбающейся женщины с тремя маленькими карапузами, уютная кухня, тёплый очаг… Столько нежности, любви и тепла было в этой мечте, что Саша зажмурил глаза от настигнувшей его волны счастья… Карапуз, вдохновлённый задачей создать настоящую, любящую семью, сорвал часики и испарился, словно его и не было здесь.

Наблюдения мальчика остановил маленький волшебник-часовщик.

А ты вообще потерял свои часы! – заявил он и нахмурился.

Да я их и не видел! – возразил мальчик.

Конечно, ещё бы ты видел их! Они же волшебные! Такие, как ты, выбирают себе время, а потом тратят его впустую! Настоящее расточительство!

И что же мне теперь делать? – спросил Саша, с грустью глядя на волшебные деревья.

Что делать, что делать… Тебе повезло, что ты вообще меня встретил. Наверное, мне предначертано вернуть тебе утраченное время, - проговорил маленький чародей.

Посмотри вон на то дерево. Я заметил, что одни часы, которые растут на нём, никто не забирает уже восемь лет. Обычно часы только-только успевают созреть, как их сразу же срывают. Наверное, это твои часы. Только бы не перепутать. Вдруг, какой-нибудь мальчик твоего возраста появится здесь, чтобы вернуть утраченное время, а ты уже сорвал его часы.

А это плохо? – спросил Саша.

Конечно, - ответил маленький волшебник. – Нельзя отнимать чужое время. В результате, ты не достигнешь выбранной тобой задачи, потому что она будет по силам другому человеку, а не тебе. А у другого человека, лишившегося своего времени, тоже ничего не получится. В итоге, вы оба проживёте жизнь зря и только в старости вспомните, что когда-то потеряли свои часы.

Саша наконец-то осознал, насколько всё серьёзно. Ему была неприятна сама мысль о том, что в старости он будет думать о том, что зря прожигал своё время. Здесь, в городе Часов, среди тикающих и звенящих устройств, он понял, насколько скоротечно время. Наблюдая за стрелками часов, Саша почувствовал, что каждая секунда жизни имеет огромную цену.

Мальчик робко подошёл к дереву, на котором уже восемь лет висели одни и те же часы. Он посмотрел на них. В его сознании что-то щёлкнуло. Перед ним возник образ человека в строительной каске, в руках которого были чертежи. Рядом с ним толпились строители, которым он объяснял, как лучше возвести здание, какие материалы использовать, на что следует заострить внимание при строительных работах. Человек в строительной каске очень эмоционально реагировал на малейшие недостатки и замечания, для него имело огромное значение построить новое здание надёжным и комфортным, сделать всё возможное, чтобы жильцы будущей новостройки чувствовали себя в новом доме легко и безопасно…

Саша вспомнил, что когда-то его было не оторвать от песочницы, а лепил он из песка вовсе не куличики, а новые, многоэтажные дома. Мальчик с вожделением прокручивал в мыслях события прожитых лет, когда он с усердием возводил новые песочные здания, как он расстраивался, когда его строения заваливались на бок. Всё происходящее тогда вызывало в нём необъяснимое стремление сделать песочный дом лучше, устойчивее, красивее… Он плакал, когда ему не удавалось долепить песочный дом до прихода мамы, переживал, что его творение смоет дождь, или растопчет дворовая собака.

Это мои часы, - прошептал взволнованный мальчик.

Тогда бери их, - улыбнулся маленький человечек. – Я попрошу тебя больше не терять свои часы, ведь дверь в город Часов открывается только однажды…

Хорошо, - пообещал Саша. Он ещё раз посмотрел на маленького волшебника и улыбнулся. – Спасибо тебе, волшебник-часовщик.

Саша сорвал свои часы с тонких веток дерева и вмиг очутился на ветках старого дуба. Но теперь ему вовсе не хотелось плевать в посетителей парка из трубочки. Саша спустился с дерева и быстро побежал домой. В его мыслях родилась идея нарисовать и создать новое здание, в котором будут жить люди…

Который час? Часто задаём мы себе такой вопрос. И смотрим при этом на циферблат, на экран компьютера или сотового телефона..

А ведь были времена, когда ничего этого не было, а люди всё равно желали определять время.. Кто стоял у истоков изобретения измерителя времени? Скорее всего, создателей такого устройства было несколько.

Одним из первых изобретателей часов, согласно древним летописям, был китайский астроном Чу-Конг, живший более трёх тысяч лет назад. Другим первооткрывателем в области часовых дел считается человек по имени Ойдоксия (по греческим летописям).

Известно, что свыше двухсот лет до нашей эры из Греции в Рим был доставлен и установлен столб в центре форума (городской площади). По длине его тени на расчерченной площадке римляне узнавали время. По мере того, как солнце проходило свой путь по небесному своду, тень от столба перемещалась, словно стрелка часов, и, таким образом определялось время. Но такая возможность предоставлялась только днём, и в ясную, солнечную погоду. Часы такого рода получили название «дневных часов».

Но раз существовали «дневные часы» логично предположить, что были и «ночные часы». Существует такое расхожее выражение. Когда встречаются два давно не видевших друг друга приятеля, они нередко бросают фразу: «Ой, сколько воды утекло!». О какой воде идёт речь? Оказывается, в древности время измеряли с помощью воды. Если в сосуд с краником (например, в самовар) налить воды, и приоткрыть краник, то вода по капельке вся и вытечет. Предположим, затраченное на это время – один час. При наполнении сосуда водой вновь, в таком же количестве, как и в первом случае, она вытечет за тот же самый период времени, то есть за один час. Значит, таким сосудом можно пользоваться, как часами. Только не забывать при этом наполнять его всякий раз.

В древнем Вавилоне таким образом научились измерять время. Это произошло свыше двух с половиной тысяч лет назад. Ответственные за это мероприятие люди, с восходом солнца, наполняли заветный сосуд водой. Как только он опустошался, люди-вещатели громкими выкриками уведомляли об этом горожан, и наполняли сосуд вновь. Процедура такого рода имела место быть шесть раз в день. Такой показ времени был неудобен, затратен, но зато водяные часы не зависели от погоды и времени суток.

Водяные часы в древней Греции назывались «Клепсидра». Это была некая конструкция, состоящая из нескольких медных чаш, находящихся одна над другой. То есть это была некая лесенка. Чаши были связаны между собой желобами. Вода медленно просачивалась через небольшие отверстия, при этом нижняя чаша постепенно заполнялась. В ней был установлен вертикальный измеритель(линейка) с делениями. Глядя на уровень воды, можно было определить, который час.

Клепсидра задержалась надолго. Эту систему постоянно совершенствовали, украшали, добавляли различные изюминки.

А как вам – «Молочные часы»? В Древнем Египте в водяных часах вместо воды использовали молоко. Был известен и прототип существующих ныне песочных часов. Самый лучший песок, как считалось давным –давно, получался из мраморных опилок.

Современные часики компактные, удобные, точные, всевозможных конструкций, простые и золотые, электронные и механические, бинарные, светодиодные, сенсорные – всё, что ни пожелает душа — созданы лучшими мастерами своего дела.

Часы, конечно, хорошо, но главное – беречь время, не упустить час.

«Времени не воротишь», «Время – деньги», «Время – не птица, улетит – не воротишь». Люди во все времена старались бережно относиться ко времени, приучались ценить каждый час.

Жизнь – это вещь и длинная, и короткая. Говорят: «часы — тянутся, дни — идут, месяцы — проходят, а годы – летят ». Как поётся в известной песне, «жизнь – это миг между прошлым и будущим»…Хорошо бы научиться его беречь. И не тратить время по пустякам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: