Азербайджанская свадьба. Традиции и обычаи

Свадьбы вАзербайджане шумные и многочисленные



Подготовка.

Свадьба в Азербайджане - это не только богатое торжество, проводимое с огромным размахом, но и дань традициям, которые свято соблюдаются в этой стране. Участие в свадебном празднике принимают порой жители всего села, ну а в городах свадьба - повод для свидания с территориально удаленными родственниками. К слову сказать, если у нас троюродные и четвероюродные братья и сестры порой даже не знают друг друга, то в Азербайджане это близкая степень родства…

Предварительное оповещение (послание).

Родственники жениха, предварительно наведя справки, посылают в дом девушки близкого им человека, который должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый почитаемый, самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.

Малое сватовство.

Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины - мать жениха с одной из близких родственниц. Считается, что мать может понять сердце девушки. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств - отцы.
Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих намерениях.

"На сватовство ночью не идут"
"Чай, которым угощают сватов, не выпивается"
Сватая, говорят: "Дерево девушки - ореховое дерево, каждый может кинуть камень,
"Девичья поклажа - поклажа соли"

С первого раза отец девушки не дает согласия. "Дверь невесты - дверь шаха. Я должен посоветоваться с дочерью, ее матерью, близкими родственниками, затем дать вам окончательный ответ", - говорит он.
Когда спрашивают мнение девушки, она молчит. Говорят молчание - знак согласия. Однако окончательного согласия не дают. Согласие дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.

Сватовство.

Отец жениха приглашает в дом близких людей - своих братьев, братьев жены и других родственников.

Посоветовавшись с ними, принимает общее решение о сватовстве.
Сестра или невестка жениха встречаются с девушкой, узнают ее мнение. Затем, придя к матери ее, говорят: "Мы придем к вам такого-то числа на сватовство". Мать невесты передает эту новость своим домашним. Зовут домой близких родственников. Они советуются, затем, придя к согласию, интересуются мнением девушки. Мнение девушки спрашивает близкий ей человек: сестра, невестки, мать или близкая подруга. Обычно девушка выражает свое согласие фразой: "Как вы скажите".

Сваты приходят в назначенный день. После общих разговоров они открывают цель своего визита.
Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то говорят: "Дайте нам подумать, посоветоваться, придти к согласию, сегодня же вы наши гости".

Через некоторое время родственники жениха снова во второй раз приходят в дом девушки. И снова они заранее предупреждают: "мы собираемся к вам".
В этот раз родственники девушки дают свое согласие. Заранее приглашают близких родственников, соседей.
Сваты приходят. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже рассаживаются. Здесь присутствуют как мужчины, так и женщины. Все, кроме матери невесты. Она заходит в комнату, но не садится.

Через некоторое время после общих разговоров один из родственников жениха подводит разговор к основной теме. Обращаясь к родственникам невесты, он спрашивает их: "Теперь, что вы скажите, каково ваше окончательное решение?".

Обычно ответ дает один из дядей невесты, после слов: "Ну, раз вы открыли нашу дверь; мы давно знакомы и пр.", он говорит: "Пусть будут счастливы" или "Пусть благословит их Аллах".

Сидящие за столом говорят: "Аминь". Новые родственники поздравляют друг друга.
Сестра или невестка девушки приносит чай. Все пьют "сладкий чай". Иногда подают обед. После того, как сваты ушли, сестра или невестка идут к подруге невесты. Потому, что во время сватовства девушка не бывает дома. Они поздравляют девушку и проводят ее домой. Дома, когда ее поздравляют братья, родители, обычно она плачет.

Маленькое обручение.

После сватовства и получения согласия в течение месяца родственники жениха приходят в дом невесты для маленького обручения.
Как всегда, заранее оповещают родителей невесты. На маленькое обручение собирается 25-30 человек: в основном это подруги невесты, ее ровесницы. Они садятся вокруг невесты.

Приходят родственники жениха, приносят с собой кольцо, платок и сладости.
Сестра жениха, его брат, невестка или отец надевают кольцо на палец невесты, накидывают платок на ее плечи, затем дает надкусить что-то из сладостей невесте, а вторую половину относит жениху.

Затем начинается праздничное застолье, веселье. Стол сладкий.

После ухода родственников жениха начинается девичник. Невеста по очереди кладет правую руку на голову незамужних подружек, дает им примерить свое кольцо. Говорят, кто из них первый примерит кольцо, та первой и замуж выйдет.

Затем подружки расходятся, они несут с собой сладости. Ложась спать, они кладут себе под подушку две одинаковые сладости. Говорят, тогда во сне можно увидеть суженного.

свадьба

Для подружки невесты свадьба - повод познакомиться со своим будущим женихом

Жениха приглашают в дом невесты после обручения. Перед свадьбой в праздничные дни все родственники обеих сторон обмениваются подарками.

При подготовке к свадьбе ведется активная работа по подготовке приданого невесты. Родственники жениха приходят, чтобы оговорить список гостей на свадьбу, составить меню, назначить день свадьбы, и этот обряд называется "сосредоточение".

Брак регистрируется за несколько дней до свадьбы. На церемонии присутствуют свидетели.

"Церемония преподнесения и демонстрации нарядов" - еще один любопытный обряд, который можно встретить в Азербайджане. Заключается он в преподнесении невесте подарков от всех гостей со стороны жениха. Ранним утром в доме новоиспеченного мужа собираются родственники и друзья, которые демонстрируют приготовленные для невесты и других женщин ее семейства подарки, а затем упаковывают их в чемоданы и пакеты, украшая красными лентами.

После этого гости отправляются в дом к невесте, где их ожидает праздничный обед. Для мужчин организуется отдельный стол. Доверенные лица со стороны жениха и невесты - пожилые родственницы, проводят церемонию вручения и принятия подарков, по окончанию которой составляется список приданого невесты и отправляется в сопровождении доверенных лиц в дом жениха.

"Совет свадьбы" - следующий обряд. В доме у жениха назначается человек, который будет руководить свадьбой - "свадебный дед", в нашей интерпретации - тамада.

Вечером за день до свадьбы в доме невесты проходит церемония "помазания хны". На нее приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек с музыкантами, которые играют, танцуют и веселятся вместе с невестой. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. В различных районах Азербайджана обряд нанесения хны называется по-разному: в Шеки - "пиршество невесты", в Товузе - "демонстрация девушки", в Масаллы и Ленкорани - "сбор у девушки", в Губе - "нанесение хны", на Абшероне - "хнанане", в других местах - "девишник". На второй день участниками свадьбы становятся также родственники и приглашенные гости. Ближе к полудню люди в доме жениха и часть музыкантов (часто это зурначи, игравшие в первый день торжества) отправляются за невестой. Певцы и оставшаяся часть музыкантов продолжают веселить гостей. Вновь прибывших гостей в доме встречают старший сын в семье, дяди и другие близкие родственники жениха.

Разукрашенные автомашины подъезжают к дому невесты. Близкие родственники и соседи девушки встречают гостей. Представители семьи жениха по очереди танцуют. Доверенная жениха вместе с группой женщин входят в комнату невесты. Так как дверь часто бывает специально закрытой, доверенная с шутками и прибаутками дает выкуп за то, чтобы ее открыли. Этот обряд называется "открывание двери". Доверенная невесты, а также шафер и подружка украшают девушку. Доверенная жениха передает деньги для "украшения лица (нанесения макияжа)". Родители девушки подходят к дочери, дают ей добрые напутствия.

Брат жениха повязывает ленту на талии невесты, а потом, вложив деньги в правую руку, а брат невесты - в левую, привязывают их лентами к рукам невесты. Если нет брата, эту "операцию" проделывает близкий родственник. На самом деле обряд "под поясок на талии" - символ вечной привязанности к надежному мужу, являющемуся твердой опорой, справедливым спутником жизни.

Музыканты проходят в комнату невесты под звуки свадебной мелодии "Вагзалы". В сопровождении доверенных девушка покидает отцовский дом. В руках одной из доверенных - зеркало, у другой - горящая свеча или зажженная лампа, которые держат слева и справа от невесты. В народе горящая свеча или лампа возле новобрачной являются символами ее защиты от нечистой силы, сглаза и злых духов. Зеркало отвечает тем же целям, и его держат перед невестой. Существует также поверье, что в зеркале отражается не сама невеста, а ее душа, которая защищает девушку от всякой нечисти.

Молодежь по пути следования автомашин преграждает им путь, требуя "выкуп". Это называется "заграждение дороги". Отец жениха дает им "выкуп". Представители семьи жениха стараются незаметно что-либо взять из дома невесты, и, когда автомашины трогаются, показывают то, что они взяли. Эта традиция служит своеобразным утверждением того, что приданое невесты никогда не вернется в родительский дом. Иными словами, вещи, взятые тайком из дома невесты, означают, что они навсегда останутся в ее новом жилище - в доме мужа.

Когда кортеж подъезжает к дому жениха, звучит песня "В наш дом пожаловала невеста". Доверенные помогают ей выйти из автомобиля. Затем свекор приносит у ног невесты в жертву ягненка, кровью которого обмазывает ее лоб и ноги. Тем самым она как бы
проходит сквозь голову и тело ягненка. Звучат "Терекеме", "Узун дере", "Яллы", "Хейвагюлю" и другие танцевальные мелодии, после чего, по традиции, новобрачная должна разбить ногой пустую тарелку. Все это происходит на глазах собравшихся и означает будто невеста говорит следующее: "Если совершу вероломство в отношении этого очага, дома, мужа, тогда и я пусть буду раздавлена, как тарелка"

Широко распространен и другой обряд: осыпать невесту сладостями, едва она войдет во двор дома жениха. Он символизирует пожелание всегда видеть ее ласковой и милой. По традиции, принесенное невестой зеркало - символ опрятности, девственности, чистоты, верности, целомудрия. Когда девушка выходит за порог отцовского дома, ее осыпают мукой, пшеном и рисом. В свадебную хончу кладут сладкий хлеб, пирог, дабы, как говорят в народе, в новый дом она принесла с собой изобилие, чтобы поступь ее была почетна.

К голове невесты прикладывают ломоть хлеба. Это означает, что она ела честный отцовский хлеб и пила благодатное материнское молоко. В свадебную хончу вместе с хлебом кладут мед, и, когда невеста переступает порог дома жениха, ей протягивают кусок хлеба, намазанный медом. Смысл этого обряда - дабы у невесты всегда была ласковой манера обращения.

Музыканты, приехавшие с невестой, передают свои напутствия и переходят в помещение для торжества. Невеста, войдя в дом жениха, не садится, родители преподносят ей подарки (кольцо, деньги для дальнейшей благодатной жизни или баранов и телят). Когда она садится, ей дают на руки ребенка - мальчика, дабы ее первенцем был именно представитель сильного пола.

Невеста приносит в дом жениха сладости, испеченные ее матерью. Доверенная невесты на свадьбе раздает подарки музыкантам и поварам. В комнате невесты в дверь вбивают гвоздь - по поверью, это означает, что невеста должна навсегда остаться в этом доме, стать настоящей хозяйкой.

Новобрачная покидает родительский дом в сопровождении доверенных женщин, в руках у одной из которых зажженная свеча, а у другой - зеркало. Данные предметы призваны хранить молодую от порчи и сглаза.

При этом родственники жениха пытаются тайком что-либо унести родительского дома невесты, а, когда автомобили с новобрачными трогаются, показывают то, что они взяли в знак того, что приданое невесты никогда не вернется в родительский дом.

Тем временем молодожены отправляются к дому жениха, где их встречают родители и кладут у ног невесты тело принесенного в жертву ягненка, кровью которого обмазывают лоб и ноги новобрачной. Невеста, подходя к дому мужа, должна раздавить ногой пустую тарелку, что является символической клятвой верности (в случае измены готова быть раздавленной как эта тарелка).

Невесту обсыпают сладостями в знак пожелания всегда быть ласковой и доброй, а, при вхождении в дом мужа, новобрачной дают ломоть хлеба, намазанный медом, чтобы она всегда была нежной в обращении.

Свадьба продолжается в доме жениха, звучит музыка, молодежь веселится. Отличительной особенностью азербайджанской свадьбы является еще один обряд - восхваление жениха. На отдельный стол, покрытый красной материей, кладут сладости и цветы. Затем приглашают новобрачного, который обязательно должен станцевать с друзьями, чтобы "в доме всегда было изобилие".

Наутро после свадьбы для невесты готовят сладкую мучную кашу на масле, вновь собираются родственники, соседи, на столе - традиционный плов. Так отмечается "непорочность невесты".

Во всех районах Азербайджана невеста три дня не должна показываться на людях. Затем доверенная невесты, ее сестры, несколько близких родственниц (кроме матери) приходят в дом жениха с различными блюдами, фруктами, подарками. Это называется "тре}{Dневка".

Через семь дней после свадьбы в дом невесты с подарками и сладостями отправляется повидать новобрачную ее мать, отец, братья и родственники. Этот обряд называется "посещение новобрачных". Устраивается торжество, женщины садятся отдельно или в одной компании с мужчинами. Все попеременно встречаются с невестой.

Через сорок дней после свадьбы вместе с семьей жениха невесту приглашают в ее родительский дом. От отца ей вручается корова или какой-нибудь ценный подарок. Этот обряд известен как "начало общения".

Свадебные церемонии - составная часть нравственного мира азербайджанского народа. Каждый из обрядов связан с древними религиозными поверьями и тайнами чудодейства, различными типами магии, то есть они несут на себе отпечатки многовековой оседлой культурной жизни и духовности автохтонов Азербайджана.

Таким образом, свадебные обряды азербайджанцев имеют многовековые традиции. Это подтверждается эпической литературой и фольклорным творчеством, в том числе дастанами, сказками, песнями и танцами. До сих пор описанные традиции бытуют среди азербайджанцев, живущих как на своей исторической Родине - в Азербайджане, так и за ее пределами.

Современные свадебные традиции и обряды в Азербайджане имеют глубокие и древние корни. В них неразрывно переплелись прошлое и настоящее народа, для которого и по сей день одной из основных ценностей является семья.

Веками эти традиции бережно хранили и развивали, передавая из поколения в поколение. Одни традиции умирали, другие - возрождались и обогащались, наполняясь новым содержанием и смыслом. У молодежи они пользуются большой популярностью. Старшее поколение строго следит за выполнением некоторых основных обрядов и снисходительно относится к рационализации многих традиций. Рассказать обо всех традициях в узком формате трудно, поэтому затрону лишь некоторые.

Если молодые решили быть вместе, значит, в дом к девушке пора засылать эльчи - сватов. По традиции все начинается с женской дипломатии. Сначала мать парня «случайно» встретится с девушкой, затем сходит в гости к ней в дом, познакомится, заверит в серьезности намерений. Это будет стартом для сбора информации о женихе. Если выбор молодых будет одобрен, встретятся мужчины - отцы парня и девушки или их представители, пользующиеся их доверием. Когда сватают девушку и ее родители согласны, старейшина со стороны девушки просит подать сладкий чай или сам демонстративно кладет сахар в стакан с чаем. В ответ представитель жениха кладет на стол кольцо, которое одна из родственниц, с успешной судьбой, наденет невесте на палец, затем набросит ей на плечи нарядный шелковый шарф или косынку. Так было в старину, так происходит и теперь. И думаю, что этот обычай будет в почете и в будущем, потому что в нем есть гармония, взаимное уважение, забота и бережное отношение друг к другу, вне возраста.

Обручальными кольцами жених и невеста обменяются на нишане – обручении. В этот день невесте дарят подарки, конфеты , сладости, фрукты, упакованные в виде хончи - корзинок или подносов, красиво украшенных лентами, цветами, бусами. Как и в старину, должна быть и головка сахара, которую будут хранить после свадьбы, а разобьют ее тогда, когда в семье появится первенец. Большой торт, с именами жениха и невесты, по традиции делят пополам. Часть торта, с именем девушки, сторона жениха забирает для угощения своих близких. Вторая часть остается для присутствующих и родных невесты. Конфеты обычно раздают.

Время между нишаном и свадьбой необходимо, чтобы молодые удостоверились в своих чувствах. Невесте в этот период готовят приданое, а жених собирает для невесты базарлыг – дорогие украшения, одежду, косметику, приводит в порядок квартиру или отдельную комнату, если они будут жить вместе с родителями. Перед свадьбой приданое привезут в дом жениха и молодые девушки с девичьей стороны украсят комнату новобрачных, за что получат от будущей свекрови подарки и угощение.

На праздники сторона жениха по традиции поздравляет новую родню, принося байрамлыг (байрам – праздник). Особенно много хлопот на Новруз, когда невесте дарят блюдо с украшенной красной лентой пророщенной пшеницей - «семенем», из которого издавна делали халву. Также посылают подносы со свежеиспеченной пахлавой, шекербурой и гогалами - ритуальной печеностью Новруза. Возвращают подносы вместе с подарками для всех членов семьи жениха. На Гурбанлыг в дом невесты посылают мясо свежезарезанного барана или живого барашка, голова которого окрашена хной, а на шее или ножке - красная ленточка.

Если парень и девушка не сошлись характерами, то нишан возвращают. Возвращать принято все - кольцо и все подарки. Но могут и навредничать, например, нацарапать иголкой на нераспечатанной коробке с духами что-нибудь, чтобы их нельзя было подарить кому-то другому.

Свадебные обряды нельзя проводить на мехеремлик - месяц траура в исламе, так как это очень плохая примета, и на оруджлуг - период великого поста. Выбирая для свадьбы ресторан или дом торжеств, учитывают качество блюд в предлагаемом меню, цены, наличие фото и видео услуг, музыкантов, певцов, танцевальных групп. Можно дополнительно заказать оформление зала шарами, фейерверк, салют, ангелочков, встречающих молодых, голубей, которых они отпустят в небо перед свадьбой, но это необязательно. Всем приглашенным заблаговременно рассылают именные красиво декорированные приглашения – деветнамя.

К свадьбе многие пары готовят свой свадебный танец - современный или народный - на свой выбор, а теперь еще и фотосессию в исторических местах города, на набережной, а также предсвадебную морскую прогулку на катере.

Современная невеста, как и в старину, перед свадьбой собирает своих подруг и молодых девушек с обеих сторон на хна–яхты (хна - растительная краска, яхты – намазывание). Девушке приносят хончу, в которой лежат традиционные сладости и все для ухода за собой. Но самое главное – это иранская хна, для окрашивания волос и нанесения рисунков на кожу рук и ног, что-то вроде татуажа. Раньше девушки красили хной волосы, теперь это делают символически, предпочтение отдается узорам на руках. Всем гостям дарят декоративный мешочек с хной, конфеты, сладости. Есть примета, что девушка, съев такую сладость, не засидится в девках, а хна - это символ радости. На хна-яхты стало модным быть в национальной одежде, а на голову повязывать келагаи - тончайшую косынку из натурального шелка.

К хна-яхты разучивают поучительные и веселые четверостишья об отношениях невесты со свекровью и золовками, с мужем, которые называются акышта, а точнее – hahıshta. Девушки по очереди декламируют эти стихи, поглядывая на тех, кого они касаются. Самые бойкие в долгу не остаются, в ответ могут выдать такое четверостишье, что мало не покажется. Этот веселый древний обряд пользуется большой популярностью.

Раньше перед свадьбой женщины собирались на «палтар бичти» – раскрой и шитье одежды, но теперь одежду покупают или шьют на заказ, и обряд тихо уходит в прошлое.

За день до свадьбы жениху и его друзьям предстоит свадебный банный ритуал - той хамамы. В тот же день в мечети заключают кебин - брачный контракт перед Богом. Регистрация брака в загсе обязательна. Брак можно зарегистрировать до или во время свадьбы, но после свадьбы - это скорее исключение, нежели правило. Поэтому заявление в загс молодые подают заранее, чтобы потом не было проблем.

Если Вы обратили внимание, я не говорю о количестве приглашенных, профессионализме и числе музыкантов, певцов и танцоров или о том, какое место будет выбрано для проведения свадебного торжества. Потому что эти свадебные характеристики зависят от материального положения устроителей свадьбы. Во всем остальном соблюдение традиций на обычной среднестатистической свадьбе не является чем-то навязанным или необычным - все именно так и бывает. Хотя понятно, что каждая свадьба индивидуальна и зависит не только от материальных возможностей, но и от вкуса, пристрастий жениха, невесты, их близких и еще, как ни странно это покажется со стороны, от того, из какой части Азербайджана их корни. В разных уголках страны - свои нюансы в соблюдении свадебных традиций и обрядов. И если за пределами столицы свадебные обряды более самобытны и близки к истокам, то в Баку они смешались с европейскими канонами, создав неповторимый колорит, о котором обычно говорят: «Восток - дело тонкое».

В день свадьбы жених и его родственники едут за невестой с цветами и музыкантами. Невесту украшают драгоценностями. Молодых благословляют, обводят их вокруг зажженной керосиновой лампы - символа домашнего очага. Брат жениха, с ритуальным пожеланием иметь 7 сыновей и 1 дочку, перевязывает талию невесты красной лентой, и они под «Вагзалы» - музыку для провода невест из отцовского дома - выходят из дома. Впереди несут зеркало - символ чистоты, а по бокам 2 девочки, родственницы жениха и невесты, несут свадебные зажженные свечи: в древнем Азербайджане поклонялись огню. На свадьбу жених и невеста приезжают в красиво украшенной машине. Это, конечно, не фаэтон, но тоже красиво: свадебный кортеж украшен красными лентами и цветами.

Свадьба вся пронизана традициями и обрядами. Их так много, что даже коротко остановиться на всех не представляется возможным, поэтому расскажу об этом совсем немного.

Дети - это радость в семье и, чтобы увидеть внуков, мать жениха обязательно посадит на колени невесте малыша.

По обычаю "беин охурланмасы"- кража жениха - молодые парни могут запросто украсть жениха со свадьбы, но потом за выкуп или за исполнение желания возвращают его.

Очень красив танец яллы, когда гости, в основном молодежь, держа друг друга за руки, ритмично и синхронно поднимающиеся и опускающиеся, цепочкой обходят весь зал, по пути вбирая новых участников этой цепи. Ведущий и замыкающий эту цепь, помахивает платком или салфеткой. Затем круг замыкается, и в середине круга начинаются ритмичные парные танцы.

Чтобы жениха и невесту, а заодно и присутствующих гостей, не коснулся дурной глаз, под конец торжества, кто-нибудь обязательно пронесет между столами тарелочку с дымящейся травой - узерлик, дым которой традиционно считается у азербайджанцев оберегом.

Говорить о свадебном застолье – значит, ничего не сказать: это надо видеть и …пробовать. Традиционно плов является завершающим блюдом свадьбы, и к столу жениха и невесты его выносит в медленном танце танцовщица, одетая в национальные одежды.

Да, еще надо заметить, что подарки на свадьбу делают в денежном эквиваленте. Обычно, надписанный конверт с деньгами гости опускают в специально предназначенный ящик с прорезью.

Под звуки «Вагзалы» жених и невеста покидают свадьбу. Невеста, не глядя, бросает свой букет своим подругам, но чаще всего его ловят парни и дарят какой-нибудь девушке.

В дом к жениху невесту сопровождает енге - опытная зрелая женщина, которая в эту ночь в ответе за молодых перед их родителями. Она провожает молодых до дверей дома, а утром принесет на завтрак гуймаг – первая еда, которую дают новобрачным.

Вот и позади свадьба… Но впереди еще много традиционных обрядов, оберегающих новобрачных в первые сорок дней совместной жизни. Они помогают молодым создать крепкую здоровую семью, а в будущем - стать опорой для своих детей и внуков.

Это головка сахара - келле генд

Это корзинки с конфетами, одеждой и печеностью хонча – подарки невесте на нишан

А это торт с именами жениха и невесты и корзинка с конфетами, подготовленными для раздачи подругам, родственникам,соседям.

Хонча с шекербурой - это такие сдобные пирожки со сладкой ореховой начинкой, край которых заворачивается особым винтовым способом, а поверхность украшена специальным узором

Хонча для невесты, где есть « семя», и восточные сладости

Красиво украшенная машина, в которой жених и невеста едут на свадьбу

Традиции азербайджанской свадьбы до сих пор соблюдаются с особой тщательностью. И неважно, что современные взгляды на брачный обряд отличаются. Зато как необычно наблюдать за ритуалами, которые обязательно соблюдаются, дабы будущая семейная жизнь молодых была тихой и счастливой.

Большой размах свадебного пиршества впечатляет. Можно сказать, что начинают праздновать союз еще на стадии сватовства. Все это грандиозное событие требует значительных затрат поэтому на свадьбу детей начинают откладывать заранее.

Все предсвадебные хлопоты делятся на несколько этапов:

  • Поиск и выбор невесты женихом.
  • Сватовство, проходящее в два этапа.
  • Церемония помолвки.
  • Предсвадебная подготовка с массой обрядов.
  • Свадебное торжество.
  • Послесвадебные ритуалы.

Каждый пункт требует серьезного подхода и предварительного изучения информации о будущих родственниках.

Невесту выбирает жених, понравившуюся девушку он показывает родителям и только после их одобрения начинает поиск свахи, которая и будет представлять его интересы в семье невесты.

Девушки в этой стране не общаются с парнями, постоянно находясь исключительно в женской компании. Поэтому часто на знакомство с женихом практически не остается времени.

Решение всегда остается за отцом девушки, он как глава семьи определяет, подходит ли жених его дочери. Важную роль здесь играет положение самого парня и его семьи, как финансовое, так и социальное.

Выбор будущей жены

Любой парень в первую очередь оценивает внешность девушки. А его родители наводят справки о ней и ее семье. И если их чем-то не устроит выбранная сыном девушка, то сразу говорят об этом юноше. Конечно, парень всегда прислушается к мнению родных, ведь плохого они не посоветуют.

В случае одобрения избранницы родителями, жених просит одну из своих родственниц разузнать о ней как можно больше информации. Названая сваха наводит справки не только самой невесте, но и ее семье. Особо обращается внимание на финансовое положение девушки, по нему судится, сможет ли жених удовлетворить запросы будущей жены.

Выясняется качества девушки:

  • Как она держит себя на людях, скромна ли.
  • Насколько она хозяйственная.
  • Оценивается кулинарное мастерство.
  • Состояние здоровья.
  • Образование.

Самое интересное, что возраст предполагаемой невесты не имеет значения. По обычаям азербайджанской свадьбы девушку могут выдать замуж, начиная с 14 лет. После улаживания первоначальных этапов в дом девушки посылается кто-то из родни. Если согласие получено, тогда переходят к сватовству.

Сватовство

Обряд сватания невесты проходит в два этапа.

  • Первоначальное малое сватовство.
  • Большое сватовство.

Традиционно к невесте на малое сватовство приезжает мать в сопровождении еще трех женщин, это могут быть старшая дочь, сестра. Кто как не мать сможет определить подходит ли девушка ее сыну, и будет ли, она заботится о нем также.

В некоторых случаях приезжает отец жениха и беседует с родителями невесты, знакомится и отдаленно намекает на возможный брак. Подготавливая тем самым почву для будущей делегации сватов.

Большое сватовство уже отмечается более пышно. Отец жениха, сопровождаемый его родственниками или уважаемыми старейшинами, приходит договориться. Он уже прямо говорит о желании его сына взять в жены девушку. Традиционно принято на первый раз отказать, ссылаясь на то, что отец желает узнать мнение дочери.

Молчание девушки означает согласие на брак. Приехавшие женщины со стороны жениха направляются к невесте, пока мужчины обсуждают все между собой. Спрашивается мнение девушки, и получив положительный ответ, можно переходить к назначению даты официального сватанья.

Мероприятие проходит в доме невесты очень пышно, сама же виновница торжества по традиции отсутствует. Находится у подруги, на мероприятии находится мать девушки, но она молчит, показывая тем самым свою печаль в связи с будущим уходом дочери из отчего дома.

После благословления отца сестра невесты спешит поведать благую новость. Сама же невеста возвращается домой только после ухода сватов. Хорошей приметой считается, если девушка весь вечер проплачет.

Обряд помолвки

Церемония обручения тоже идет в два этапа:

  • Малое обручение.
  • Большое обручение.

На малое обручение приезжают сам жених с друзьями. Невеста же находится в компании двух, трех десятков подруг. Кольцо на палец девушки надевает официальный представитель жениха, также он покрывает голову девушки платком.

Потом он должен съесть половину любой сладости поданной со стороны невесты, а другую отдать жениху.

Как только церемония закончена, начинается девичник, подруги девушки осыпают ее поздравлениями и напутствиями, сидя за сладким праздничным столом. Малая помолвка проходит в течение месяца после сватовства.

Спустя пару месяцев проходит большое обручение. Это большое мероприятие требует тщательной подготовки, и приглашаются на него не только родные, но и друзья, соседи. Необходимые продукты для стола могут предоставить и родственники жениха. Не посылается лишь лук, считаясь плохой приметой символизирующей горечь в семейной жизни.

В качестве даров невесте преподносятся разные необходимые вещи:

  • Одежда;
  • Украшения;
  • Деньги;
  • Посуда;
  • Прочая утварь.

Дары принято передавать на серебряных подносах, если они небольшие. Когда дарится крупногабаритные подарки, то они складываются в сундуки и перевязываются красной лентой.

От родных не дарятся лишь обувь, которую позже вручает свекровь лично.

Основные приготовления к свадьбе

После обручения обе семьи собираются для обговора всех необходимых составляющих будущей церемонии:

  • Список гостей.
  • Меню на стол.
  • Музыку и т.д.

Обычно от помолвки до свадьбы проходит несколько месяцев, потому, что нужно все тщательно спланировать и подготовить. Также за этот период проводятся еще ряд других обрядов, на которых девушку одаривают родные жениха, преподнося необычные дары:

  • Сшитые вручную и украшенные платья.
  • Красный платок;
  • Украшения;
  • Баран с покрашенными хной рогами.
  • Краска хны, для нанесения предсвадебных узоров, на руки и ноги.

Приданое и вещи невесты также перевозятся в дом жениха до свадьбы. Затем в дом жениха приезжают подруги невесты для наведения порядка и украшения дома. Их за труды одаривает свекровь девушки.

Еще одним необычным обрядом считается выбор наставницы невесты «парча бичини», за несколько дней до свадьбы.

Свадебные обряды

Свадьба начинается еще в доме невесты и продолжается целый день. Звучат традиционные азербайджанские песни на свадьбу. Но танцевать с невестой могут лишь родственницы жениха. Все прочие гости должны перед тем как начать есть заплатить, положив деньги в казан. К вечеру родня жениха покидает дом невесты, и пир продолжается без их участия.

Проводы невесты тоже очень красивый обряд. Девушка сидит в запертой комнате, ожидая, когда гости жениха смогут получить заветный ключ, подарив дар. Затем родители перевязывают талию девушки красной лентой, благословляя ее на семейную жизнь, и надевают платок.

Поздравления на азербайджанской свадьбе также могут звучать в форме красивого тоста с глубоким смыслом, исполнения традиционной песни или танца. Азербайджанские танцы на свадьбах невероятно красивы. На празднестве звучат традиционные песни, поэтому каждый азербайджанец с детства знает, как под них танцевать. Составляется специальная программа, в которой присутствуют и песни, и танцы.

Традиционные обычаи после свадьбы

Даже после окончания свадебных празднеств, традиции предусматривают послесвадебные обряды.

  • Визит в дом дочери всей родни во главе с матерью девушки, спустя несколько месяцев.
  • По окончании сорока дней после свадьбы девушке разрешается посетить родительский дом.
  • Посещение родных с обеих сторон молодоженами.

Все мероприятие занимает много времени и тщательно планируется, потому что такое событие случается раз в жизни и должно запомниться всем.

На протяжении столетий во всем мире одним из самых значимых событий в жизни людей является бракосочетание. Это мероприятие символизирует переход мужчины и женщины на новую жизненную ступень и продолжение рода. Не стал исключением и Азербайджан, страна, в которой даже сегодня к браку относятся не менее серьезно, чем сотни лет назад.
Если говорить в двух словах об азербайджанской свадьбе - то это настоящая феерия, роскошный и богатый праздник, связанный с десятками различных обычаев и национальных обрядов, которые частично воспроизводятся даже сегодня. А в подготовке свадебных мероприятий по-прежнему принимают участие семьи невесты и жениха, а также все родственники, близкие друзья и даже соседи.

Выбор будущей невесты

Самым большим счастьем для азербайджанских девушек считается замужество, поэтому им с самого детства внушают, что нужно быть скромными и целомудренными. Чтобы избежать ненужных опасностей в виде поцелуев при луне и прогулок за ручку со своей первой любовью, дочерей растят в строгости, заставляя общаться только с девушками и избегать любых контактов с мужчинами. Даже в наши дни, когда проблемы с общением благодаря интернету просто не существует, в Азербайджане мужчина самостоятельно выбирает себе невесту, поскольку молодые девушки не общаются с незнакомцами и даже с женихом практически не контактируют до свадьбы.

Выбрав достойную кандидатуру, молодой человек не советуется с родителями, а сразу просит у них разрешения и благословения. Большинство семейств поддерживают своих детей. Если же они против невесты, парень чаще всего вынужден изменить свое решение, ведь авторитет родителей не поддается сомнениям.

Следующий этап называется «послание». Жених ищет надежную посредницу, которая должна добыть информацию о внешности, состоянии здоровья, образовании и личных качествах избранницы, материальном и социальном положении, а также репутации ее семьи в обществе. Кроме того, свахе надлежит выяснить, подходит ли выбранной девушке этот жених, поскольку за мужчину, который не сможет обеспечить будущей жене хотя бы такой же уровень жизни, родители не отдадут свою дочь и откажут сватам. А вот возраст азербайджанской девушки редко принимается в расчет. Для мусульман 14-15-летняя девочка считается полноценной невестой.

Если на этом этапе все складывается удачно для жениха, его семья посылает сваху к родителям своей избранницы, чтобы поставить их в известность о намерениях юноши и, при согласии последних, оговорить дату, на которую будет назначено официальное сватовство.

Сватовство

Азербайджанское сватанье подразделяется на две части:

  • Малое сватовство.
  • Большое сватовство.

На этапе малого сватовства отец юноши обсуждает вопрос женитьбы сына с родственниками, причем оценивается каждое суждение родни. Решив это в своём кругу, семья парня отряжает сватов к родителям девушки. Сначала в гости идут женщины: мать и тетка юноши, его старшая сестра или бабушка, поскольку азербайджанцы уверены, что только мать сможет понять, что скажет сердце невесты.

Женщины обговаривают детали, а затем приходит время для встречи отцов семейств. Отец юноши и еще трое родственников или почитаемых в этом поселении мужчин приходят в дом невесты, чтобы еще раз заявить о желании жениха. Но ее родители не дают ответ сразу, а говорят, что им необходимо узнать о намерениях своей девочки. Если она дает согласие, то должна скромно молчать и не отвечать на вопросы о будущей свадьбе. Сваты уходят и ожидают официального решения, которое озвучивается на следующем этапе.

После этого родители жениха вновь приглашают родню, чтобы переговорить о свадьбе. В то же время женщины идут к невесте, чтобы она высказала свои предложения относительно торжества и решила вместе с ними, когда будет проведено большое сватовство.

На церемонию последней части сватовства приглашаются не только посланники жениха, но и родственники невесты. Однако новобрачная с матерью не присутствует на торжестве, они в это время уходят из дома, чтобы не слышать разговоры мужчин. Представители сильного пола сначала обсуждают местные новости, а также другие далекие от цели визита вещи. И в самом конце задается главный вопрос, отдадут ли родители свою прекрасную дочь их сыну или нет. Если семья девушки решила, что парень ей не подходит, они отказывают, максимально смягчая свое решение. Если же родственники и невеста согласны, то об этом они тоже не говорят прямо, а просят время для принятия решения, а значит, сватам нужно будет приехать еще раз.

Ко второму визиту сватов снова накрывается стол и зовутся гости. Мать невесты уже допускается к застолью, но ей нельзя что-либо говорить, она должна слушать и присматриваться к сватам. После разговоров на обыденные темы сваты снова задают сакральный вопрос, спрашивая, что же скажет отец невесты. Как правило, родитель уже не отказывает, а дает свое согласие, проговорив: «Да хранит молодых Аллах!»

Напоследок сватам приносят крепкий чай, фрукты и испеченные сладости, а сестра невесты бежит поздравлять свою родственницу со сватовством, поскольку та все это время пребывает у своей подруги. Только после того как гости уйдут восвояси, девушке можно будет вернуться домой, где все ее поздравляют со скорым вступлением в брак, радуются и плачут.

Обручение малое и большое

Обручение в Азербайджане также осуществляется в несколько этапов.

После того как от семьи девушки было получено согласие на свадьбу, проводится малое обручение продолжительностью в месяц. Так, близкая родня юноши приходит в дом невесты, где в окружении незамужних подружек сидит его избранница. К ней подходит один из сватов, надевает кольцо и платок, а также выбирает сладость и откусывает от нее небольшой кусочек, а остальное несет жениху в качестве подарка от его суженой. После их ухода в доме у новобрачной накрывают стол для присутствующих гостей, подружек и самой невесты, а после застолья начинается пышный девичник.

Интересно, что сладости присутствуют во время всех обрядов и этапов азербайджанской свадьбы. В культуре этого народа они означают плодородие, богатство и изобилие. А чего еще можно пожелать молодой семье?

Раньше девичник проходил не менее интересно, чем само обручение, и на нем проводился обязательный обряд. Во время него невеста должна была подойти к каждой незамужней подружке и положить ей на голову свою руку, держа девушку пока та примеряет ее кольцо. Считалось, что молодая, которой оно подойдет первой, сыграет вскоре собственную свадьбу. Также подружки забирали со стола пару сладостей, чтобы на ночь положить их под подушку и увидеть во сне своего суженого.

Вторая часть, большое азербайджанское обручение, организовывается через несколько месяцев. Это настоящий праздник, к которому тщательно готовятся обе семьи. Оформление праздничного стола доверяют родичам невесты, хотя часто многие продукты, например, сладости, муку, мясо и вино приобретает родня жениха. На праздник приглашают не только близких, но и дальних родственников, а также ближайших соседей, поскольку огромное значение имеют не столько личные отношения молодых, сколько тот факт, как свадьба будет рассматриваться в ближайшем обществе.

Раньше присутствие уважаемых людей на всех этапах празднества считалось необходимым условием организации торжественных мероприятий, поскольку согласно поверьям, выказанное уважение к ним сделает брак предельно крепким. Кроме того, присутствующие могли замолвить слово за молодую семью перед членами общины.

Все родные и близкие жениха во время большого обручения дарили подарки невесте, как залог ее будущей счастливой и богатой жизни. При этом запрещено было преподносить обувь, так как туфли приносила девушке будущая свекровь.

Презенты укладывали в сундуки с перевязью из алых лент, а небольшие сувениры складывали на подносы, изготовленные из меди и украшенные специально подготовленными к торжеству покрывалами из дорогой ткани. Хонча, так назывались подносы, которые передавались из поколения в поколение или же изготавливались на заказ. Они являлись обязательным атрибутом множества азербайджанских свадебных обрядов. Иногда не забывают использовать хончу и в наши дни, отдавая дань уважения традициям.

Некоторые семьи нанимали музыкантов, которые сопровождали вручение подарков музыкой и песнями. Обычно азербайджанской невесте приносили:

  • Сладости.
  • Предметы быта, которыми украшали дом молодых.
  • Браслеты, серьги, кольца и другие ювелирные изделия.
  • Отрезы узорчатой ткани.
  • Цветные покрывала и шарфы.

Как правило, такими дарами новобрачная не пользовалась до свадьбы, а складывала, чтобы они составили часть ее приданого.

Затем девушке опять дарили кольцо, которое играло роль обручального, после чего все родственники садились за стол обсуждать вопросы свадьбы и выкупа молодой. Его сумма зависела от целого ряда факторов: материального положения девушки, ее моральных качеств, отношения общества к семье. Обычно деньги с выкупа шли на оплату свадебных расходов и покупку приданого. Кроме того, подписывался договор, гарантирующий девушке финансовую компенсацию при разводе. Ну а после окончания церемонии семья поздравляла будущую невесту и дружно рассматривала подарки.

Между большим обручением и свадьбой должно было пройти определенное время. В некоторых случаях речь шла о месяцах, а иногда даже о годах. Девушка жила с родителями, но семья жениха не оставляла ее без участия и материальной поддержки, присылая одежду, аксессуары для дома, украшения, сладости и фрукты. Проявлять щедрость приходилось не только семье жениха — родня невесты также должна была прислать своим будущим родственникам подарки на уже знакомых медных подносах. Первый поднос предназначался самому жениху, на второй складывали презенты для мужской половины его семьи, а на третьем раскладывались презенты для всех женщин дома. Остальные подносы заполнялись сладостями и фруктами.

В день преподношения этих даров семья жениха накрывала стол для небольшой семейной трапезы. Во время неё сваха должна была рассказать, кому предназначается тот или иной поднос, а мать будущего мужа — отблагодарить ее и семью девушки за подарки.

Предсвадебные хлопоты

Азербайджанская свадьба — это большой праздник, соединяющий не только жизни двух людей, а две семьи, которые становятся родными людьми. Поэтому в торжествах участвуют все без исключения родственники. В список обязательных мероприятий входит разговор, назначаемый отцом юноши. Во время него родственники обоих молодых людей оговаривают день бракосочетания, выбирая максимально благоприятную дату, решают вопрос проведения церемонии, количества гостей, меню праздничного стола, музыки и подсчитывают финансовые затраты, связанные с организацией свадьбы.

Как правило, все расходы берет на себя семья юноши, но часто, желая продемонстрировать свое состояние, родичи невесты возлагают финансовое бремя на свои плечи. Разговор заканчивается согласием обеих сторон по всем вопросам, а затем будущие родственники, желая друг другу всего лучшего, расходятся.

Свадебные подарки и приданое

Жених и его семья дарят невесте подарки в течении длительного периода, вплоть до свадебного торжества. Кроме того, существует традиция преподносить ей на один из праздников платье, аксессуары в национальной стилистике, красный платок, хну, а также приводить молодого барашка с покрашенными рогами, которого закалывают для угощения гостей. Затем подаренной хной девушке расписывают ноги и руки, прося Аллаха подарить ей счастливую семейную жизнь.

Приданое невесты перед самой свадьбой перевозят в ее будущий дом, перевозчику при этом свекровь обязательно дарит презент. А затем в гости приходят подружки молодой, которые убирают и украшают комнату молодоженов, готовят им брачное ложе и раскладывают приданое по местам, за что тоже получают небольшие дары.

Церемония «парча бичини»

В переводе с азербайджанского языка словосочетание «парча бичини» означает покрой одежды, хотя в данном обряде используется немного другой контекст. Этот ритуал проводится перед свадьбой взрослыми женщинами, задача которых — выбрать для невесты хорошую наставницу. Ее роль сводится к тому, чтобы привести девушку в новый дом, вымыть, разрисовать ноги и руги, надеть наряд, а также рассказать об обязанностях молодой жены. В наставницы выбирают пожилую женщину, обладающую опытом общения с детками и имеющую репутацию мудрой и порядочной жены и матери.

Приготовление хлеба

Как и во многих других культурах, в Азербайджане всегда ценился хлеб, который является символом богатства, благоденствия и изобилия. В обязательном порядке невеста, перед уходом из отчего дома, трижды обходит свежеиспеченный хлеб, чтобы родные жили благополучно, когда её уже не будет с ними. Чтобы обезопасить свою будущую семью от шайтана и подарить ей изобилие, девушка должна взять хлеб, испеченный матерью.

Раньше обязательно пекли хлеб и к свадьбе, за пару дней до торжественной церемонии. Его готовили в одном из домов, а затем уходили, отблагодарив хозяйку, разрешившую выпекать лаваш в ее доме.

Махр (выкуп)

Махром называют деньги и материальные ценности, которые старательно откладываются и должны по закону перейти в собственность жены при разводе или смерти мужа. Таким образом девушка сможет обеспечить будущее себе и свои детям.

Если мужа решит покинуть сама женщина, тогда она не имеет права забрать даже часть общего имущества, а также презенты, подаренные к свадьбе. Дети в таком случае остаются с покинутым мужем.

Проводы невесты

Проводы являются древней и очень почитаемой традицией в Азербайджане. Вначале гости со стороны будущего мужа гуляют в доме невесты, которая ждет их прихода в закрытом помещении и не выходит даже поздороваться. После того как приглашенные подарят родителям щедрый презент, те наконец благословляют дочь, опоясывают ее красным кушаком, накидывают покрывало на лицо и ведут во двор, где трижды обводят вокруг разожженного ритуального костра. Затем ей вслед кидают камень, чтобы отчий дом не развалился без нее, и льют под ноги воду, считая, что так девушка не будет плакать о покинутом крове.

Возле нового дома невеста должна разбить приготовленную тарелку и взять на руки мальчика, чтобы родить сына-первенца. В ее честь гости зарезают молодого барана, кровью которого смазывают лоб и наряд девушки. Такой ритуал должен помочь ей стать частью новой семьи, а во время его проведения, свекровь гладит волосы девушки, в знак взаимоуважения. Затем суженую обсыпают рисом и мелкими сладостями, проводят в убранную подругами комнату, где она будет принимать поздравления. Во время каждого действия под ногами присутствующих должны крутиться подружки невесты, чтобы получить за новобрачную небольшой подарок в качестве выкупа.

«Шах» невесты

В обязательном порядке подруга делает своими руками невесте шах — украшение из дерева, в которое добавлен осколок зеркала, кусочки свечи, ткани, фруктов и сладостей. Когда шах готов, родители подружки накрывают стол в ожидании молодого жениха с его неженатыми друзьями. Он забирает украшение и везет его своей невесте, а по дороге друзья стреляют из ружей, веселятся и поют. Невеста обязательно надевает шах на свадьбу, чтобы ее будущая семья жила в достатке.

Азербайджанские танцы на свадьбах

Во время азербайджанской свадьбы обязательно вызываются музыканты, которые играют на традиционных музыкальных инструментах. Во время мероприятий приглашенные гости периодически начинают танцевать зажигательные народные танцы и петь. Это является частью праздника, без которой свадьба считается неполноценной.

Послесвадебные традиции

Большинство азербайджанских традиций охватывает период и после свадьбы. Так, например, первая брачная ночь оканчивается приходом родственников молодых, желающих осмотреть простынь, служащую доказательством невинности и честности молодой жены. Если девственность доказана, все идут есть плов, а молодые остаются в своих покоях. Они там проводят три дня, познавая друг друга и пытаясь зачать наследника. Во время этого периода мать юной жены имеет право приходить в ее дом и приносить молодоженам различные блюда для подкрепления сил.

Выход невесты

Попав в дом мужа, новобрачная две недели не должна видеть своего свекра. Поэтому в день их встречи свекровь накрывает небольшой стол с национальной едой, а свекр лично зовет свою новую дочь к столу и преподносит ей небольшой сувенир. Так невестка официально становится частью нового азербайджанского семейства.

Послесвадебные визиты

После окончания свадебных торжеств и первых дней притирания осуществляется ряд обязательных визитов:

  • Приход матери к замужней дочери. Спустя некоторое время после свадьбы теща с родней приходит в дом своей дочери. К их приходу молодожены накрывают стол и получают от пришедшей родни жены подарки.
  • Поездка к родителям невесты. Спустя сорок дней после первой брачной ночи молодая жена должна посетить с мужем его отчее гнездо. Там их ждут накрыты столы, а после гуляния жена на пару дней остается жить у родителей, после чего ее забирает домой молодой муж. Теперь ей разрешено приходить в жилище родителей в любое время.
  • Посещение родственников. Молодых в послесвадебный период активно приглашает в гости родня с обеих сторон, чтобы преподнести подарки новой семье. Разумеется, такое посещение является обязательным.

Азербайджанская свадьба представляет собой яркое и незабываемое мероприятие, проводимое в соответствии с древними обычаями и старинными ритуалами. Такой праздник определенно вызывает интерес и восхищение у каждого, кому выпала честь на него попасть.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: