Ассоцианизм, ассоциативная психология. Ассоциативная психология и ее современное состояние.

Психология – это интереснейшая наука, которой уже более ста лет. И больше ста лет ученые-психологи исследуют наше сознание, нашу психику, наше мышление и особенности поведения.

Но не нужно думать, что психология – это один большой дом, который живет по единым законам. В этой науке есть множество научных школ, которые под своим, особенным углом рассматривают механизмы работы нашей психики. Одной из таких школ как раз является ассоциативная психология.

Данная школа понимает психический процесс, его функционирование и динамику через ассоциации. Ассоциации – это психологический термин, который характеризует определенный процесс, на котором во многом строится мышление, он связан с тем, что появление одной мысли или одного образа способно вызвать появление другой мысли или другого образа.

История зарождения

Предпосылками для возникновения и развития ассоциативной психологии стали исследования, научные работы философов и психологов древности. Одними из первых об ассоциациях заговорили Платон и Аристотель, но под этим термином они понимали процессы, связанные с воспоминаниями.

Впоследствии Декарт и Спиноза с помощью принципов ассоциаций пытались понять, как происходит процесс мышления и как человек справляется со своими эмоциями. А вот сам термин, таким, каким мы его знаем, был введен Джоном Локком в далеком 1698 году. Хотя Локк и не основоположник данного направления, но он внес свою лепту в его становление.

Ассоциативная психология стала активно развиваться в конце 18 – начале 19 века. Нужно сказать, ее развитие стало основным толчком для развития психологии как самостоятельной науки. Ведь именно с легкой руки представителей данной школы стал развиваться эксперимент и такая отрасль, как экспериментальная психология.

Основным «вдохновителем» данного направления был физик Ньютон. Нужно сказать, что именно его прогрессивный взгляд на природу вещей, в особенности закон притяжения, стал основой для понимания психических процессов.

Нельзя выделить одного основателя направления – ассоциативной теории, данное направление психологии развивалось постепенно, и самыми яркими представителями его являются Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Т. Браун, Г. Спенсер. Каждый из них привнес что-то свое и наполнил ассоциативную психологию новыми смыслами.

1. Теория Дж. Беркли опиралась на идеи сенсуализма. Основной смысл этой концепции в том, что мир вокруг нас – это лишь совокупность различных ощущений (зрения, вкуса, обоняния, осязания). Благодаря их взаимосвязи мы получаем «объемную» картинку мира. Весь чувственный опыт складывается по принципу ассоциаций (например, при восприятии человеком чашки зрение «считывает» образ, а осязание – тактильные ощущения, и посредствам ассоциации эти ощущения складываются в одно).

2. Для Д. Юма принцип ассоциаций стал основой его концепции, он проводил параллель между притяжением одних образов к другим при помощи ассоциаций – с законом притяжения физических тел. Также он выделил два принципа:

  • Сходство идей привлекает их друг к другу во времени и пространстве.
  • Чем больше сходства между идеями, тем быстрее возникнет ассоциация.

Таким образом, к примеру, испуг или удивление чему-то необычному в замкнутом пространстве могут стать причиной клаустрофобии.

3. Д. Гартли стал первым задумываться о связи психических процессов с физиологией. Он выдвинул идею о том, что вибрации окружающего мира поступают в наш внутренний мир через органы чувств, затем создают вибрации в нервных окончаниях, которые приносят информацию (вибрацию) в головной мозг.

Собственно, эта идея была положена в основу объяснения функционирования многих познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, мышление. Можно сказать, что Гартли был одним из тех, кто первым попробовал описать работу нервной системы и протекание нервного импульса.

4. Т. Браун стал серьезнее изучать механику процесса мышления. С его точки зрения, этот процесс связан с поиском верной ассоциации из большого числа неподходящих ассоциаций (когда мы пытаемся решить задачу и перебираем варианты). Также он первым стал детализировать ощущения и, к примеру, выделил различение тепла и холода как часть осязания. Кроме того, он обратился к понятию «потребность» и пришел к выводу, что в его основе лежат два ощущения: одно связано с чувством дискомфорта и потребностью в предмете, а второе – со снятием этого дискомфорта.

5. Г. Спенсер стал более прогрессивно смотреть на психические процессы, за основу он взял теорию эволюции. Он стал говорить о необходимости исследовать внутренний мир, психику в контексте ее взаимодействия с внешним миром – таким образом, он расширил общий подход к психическим процессам и стал выходить за пределы простого исследования ассоциаций. Взаимодействие с внешним миром, по его мнению, строится на адаптации: именно выстраивая ассоциации с объектами внешнего мира, человек способен адаптироваться и приспосабливаться к изменениям. Более того, этот ученый был тем, кто выделил основные вехи развития психики человека.

Важно понимать, что когда ассоциативная психология начала развиваться, в мире еще главенствовали теологические идеи. Поэтому многие мыслители, особенно в начале периода, отталкивались от понятий «дух», «душа», «божественное». Но с расцветом науки, в особенности биологии и физики, психология стала включать их идеи в свои исследования и смотреть на человеческую психику через призму новых данных.

Основная концепция

Если свести идеи всех исследователей в этом направлении, то можно выделить ключевые принципы ассоциативной психологии:

  • Душа называлась и понималась исследователями как сознание. Это была первая попытка оторваться от влияния теологии на науку и взглянуть на процессы психики под другим углом.
  • Наша психическая жизнь основывается на простых элементах – это ощущения. Они являются основными и первостепенными.
  • К вторичным элементам исследователи относили чувства, мышление и представления.
  • По принципу ассоциаций первостепенные ощущения складываются во вторичные элементы, т.е. сложное состоит из совокупности простых элементов.
  • Чем чаще повторяется ассоциация, тем прочнее она закрепляется в психике. Нужно сказать, что частота повторения ассоциаций связана с эмоциональными переживаниями, так как именно они являются основным стимулом для повторения, ведь чем сильнее эмоция, тем сильнее будет связь.

Если говорить в целом, то ассоциативная теория мышления весь мыслительный процесс сводила к возникновению ассоциативных связей. К сожалению, данная теория не смогла объяснить такой процесс, как творчество, назвав его врожденной, изначальной функцией мышления, хотя в дальнейшем исследователи доказали, что эта функция не врожденная.

Основным и самым ощутимым ограничением данного направления было использование метода интроспекции, или самонаблюдения. Большинство выводов было сделано учеными на основании анализа своего сознания и процессов, которые в нем проходят, при этом оценка им давалась исключительно субъективная, а значит, она не могла распространяться на других людей.

Нужно сказать, что в 20 веке эта теория изжила себя, и на смену ей пришли новые направления. Но понятие ассоциаций, которое было введено этими учеными, вошло в психологическую науку и активно используется по сей день. Например, на основе этого понятия был создан ассоциативный эксперимент.

Эксперимент

Идеи Гартли и Юма, а также других представителей ассоциативной психологии перекочевали в другие направления и стали основой для новых исследований. Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. , В. Вундт и другие исследователи.

Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.

Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:

  • Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
  • Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов. Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
  • Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
  • Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.

Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.

Способы проведения

Также важно понимать, что ассоциативный эксперимент может проходить по-разному. Выделяют три основных способа проведения данного эксперимента:

1. Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций.

2. Имеющий направление. В этом случае исследователь ограничивает и тем самым направляет поток ассоциаций испытуемого (например, необходимо назвать ассоциации только в форме прилагательных).

3. По цепочке. Здесь главное ограничение – это время. На один стимул человек должен выдавать сразу несколько ассоциаций по цепочке, обычно испытуемому на это отводится всего пара минут.

После проведения эксперимента данные собираются, анализируются, и делаются выводы – например, касающиеся ассоциативной нормы. Часто встречающиеся реакции на стимулы в выборке будут считаться нормой, чем-то привычным для большинства, ну а единичные случаи – редкостью. Наиболее распространенные реакции формируются в ассоциативное поле, которое далее используется в последующих экспериментах.

Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии – более того, данные, полученные благодаря этому эксперименту, достаточно надежные. Ведь для того, чтобы «запустить» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.

История психологии дает нам понять, что исследователи прошли долгий и непростой путь открытий, взлетов и падений, прежде чем психология стала самостоятельной наукой, такой, какой мы знаем ее сейчас. И во многом начало этому процессу дали ассоциативная психология и ее представители. И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Как стать коучем? Работа-мечта для женщин Как изменить свою жизнь?

Ассоциативная психология - раздел Психология, Общая психология В Процессе Формирования Психологии Стал Преобладать Ассоциани...

В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология – одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гарт-ли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.

В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальт-психологии. Понятие гештальта – целостного образа – легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.

Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».

В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие психологии как науки
Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эб-бингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть историче

Поведение человека как объект психологических исследований
Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Этим термином принято называть взаимодействие человека с окружающим миром, обусловленное его внешней

Высшие психологические функции
Высшие психические функции – одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями наз

Восприятие. Ощущение
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Посколь

Восприятие внешнего мира
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Сле

Психофизика
Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психолог

Предметность. Констатность
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи отно

Память как высшая психическая функция
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности п

Сохранение, узнавание объектов
Объект может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты посл

Эйдетическая и эмоциональная память
Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдетическую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемы

Аномалии памяти
Аномалии памяти заключаются чаще всего в ее ослаблении. Ослабление памяти носит название «гипомне-зия». Гипомнезия может быть временной, возникшей в связи с усталостью, перегруженно

Взаимодействие памяти и деятельности
Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне како

Внимание как объект психологического исследования
Внимание представляет собой один из важнейших психических процессов. Оно не является самостоятельной формой отражения или познания. Его обычно относят к области явлений восприятия.

Виды внимания
По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый – непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и соз

Свойства внимания
Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временным

Исследования внимания
Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие исп

Функции эмоций
Эмоции – особая сфера психических явлений, которая в форме непосредственных переживаний отражает субъективную оценку внешней и внутренней ситуации, результатов своей практической де

Чувства
Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Многие психологи рассматривают эмоции

Эмоциональные состояния В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний
1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероят

Исследования эмоций
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям. По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которог

Психические состояния
Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания псих

Положительные и отрицательные психические состояния
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (ас

Специфические психологические состояния
К специфическим психологическим состояниям относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др. Бодрствование – это состояние активного взаимодейств

Мотивационная сфера психики
Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить

Концепции мотивации
В современной психологии существует немалое количество концепций. Все их можно условно свести к пяти основным направлениям. 1. Бихевиористские теории мотивации. Бихевио-рис

Виды мышления
Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существ

Формы мышления
Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общ

Мышление в психологии ассоцианизма. Вюрцбургская школа
1. Мышление в психологии ассоцианизма. В основе этого направления психологии лежит принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Зако

Гештальтпсихология. Бихевиоризм
Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпси-хологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдель

Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже
Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их пр

Когнитивная психология
Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было в

Творческое мышление
Существует ряд качеств, которые характеризуют творческое мышление: 1) свобода от стереотипов, т. е. нетривиальность мышления, выражающаяся в поиске новых подходов к решению

Воображение
С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объект

Интеллект
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями челов

Интеллектуальное тестирование
Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (напри

Речь. Функции речи
В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей. Пси

Виды речи
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется

Воля и волевые прцессы
Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий

Волевое действие
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем,

Принятие решений. Волевые расстройства
В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого

Сознание
Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать ег

Характеристики сознания
В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики. 1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем

Функции и свойства сознания
В структуре сознания ряд исследователей (В. П. Зин-ченко и его последователи) выделяют два слоя – бытийный и рефлексивный. Бытийный – это «сознание для бытия», а рефлексивный – «соз

Бессознательное
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния

Философия бессознательного
Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой дух

Психические явления
Существуют три группы психических явлений. 1. Явления, связанные с восприятием, воображением, памятью. Сюда относятся сновидения, мечты, грезы. Сновидения представляют наиб

Понятие личности
Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего вре

Тип личности
В настоящее время принято выделять четыре основных типа темперамента: 1) сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; 2) сильный, уравновешенный, малоподвижный

Подструктура опыта
Подструктуру опыта составляет жизненный и профессиональный опыт личности, т. е. общая культура человека и его профессиональная подготовленность. Данная подструктура является уже соц

Индивид. Социализация
Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь,

Способности
Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятель

Акцентуации личности
Основные типы акцентуаций. 1. Гипертимный тип – в первую очередь характеризуется необычайной коммуникабельностью, активностью, выразительностью жестов и мимики. Такие люди

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ассоцианизм), совокупность психологии, концепций и школ 18-19 веков, в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Представители ассоциативной психологии под влиянием естествознания стремились к строго детерминистскому познанию психических явлений: они видели в ассоциации всеобщий закон работы сознания, столь же строгий и проверяемый, как закон всемирного тяготения И. Ньютона.

Классическая ассоциативная психология возникла в середине 18 века после того, как Д. Юм распространил закон ассоциации на понимание всех познавательных процессов, приравняв его по значению (как принцип соединения идей в психическом мире) закону притяжения вещей в мире природы. В работах английских учёных Д. Гартли (1749 год), Т. Брауна (1820 год), Джеймса Милля (1829 год), создавших законченные системы ассоциативной психологии, ассоциация выступает объяснительным принципом для всех психических процессов - памяти, мышления, потребностей, воли. Назвав свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», Милль подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) неделимых элементов (ощущений или представлений). Для классической ассоциативной психологии все сложные психические явления, включая деятельность сознания, вторичны и являются продуктом ассоциации этих элементов.

С середины 19 века начался кризис теорий классической ассоциативной психологии. Закрепляется положение о невозможности свести «законы духа» к механическим законам и выдвигается требование ввести в концепции ассоциативной психологии принцип активности субъекта, Я («ментальная химия» Джона С. Милля, «творческие ассоциации» А. Бэна и др.).

В. Вундт противопоставляет ассоциации апперцепцию как творческий процесс механическому. Г. Спенсер (1855 год) пытается рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте. Г. Эббингауз (1885 год), Г. Э. Мюллер (1911-17 годы) разрабатывают экспериментальные методы исследования процесса образования ассоциаций, а также их разрушения.

В первые десятилетия 20 века ассоциативная психология как особое направление исчезло под влиянием сокрушительной критики со стороны вюрцбургской школы, гештальтпсихологии и других новых направлений психологии. Ассоциация начала рассматриваться не как исходный основополагающий принцип, а как явление, которое само требует объяснения.

Лит.: Ассоциативная психология. М., 1998; Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. М., 2002.

В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях ассоцианизма, появившихся в начале XIX в., содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций.

Однако уже к 40-50-м годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки. Ведущие психологи XIX в. - Д.С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача решалась на протяжении почти ста лет.

В течение второй половины XIX в. многие ученые (Д.С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И.Ф. Гербарт, В. ) предлагали свои варианты построения психологии. Психология должна была, во-первых, научиться использовать наблюдение за другими, во-вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни. С середины XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообразные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный .

Важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. , которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении се проблем. В то же время активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и , давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому.

Томас Браун (1778-1820 гг.). Он впервые поставил вопрос о собственно психологических закономерностях приобретения индивидом опыта, не сводимых к физическим или физиологическим причинным объяснениям. Ассоциации по смежности Браун относил, наряду с ассоциациями по сходству и по контрасту, к разряду первичных законов работы человеческого ума. Он доказывал, что они изначально присущи , элементы которого, независимо от опыта и , связываются между собой (первичные законы). Браун разработал девять вторичных законов - частоты, новизны, конституционных различий между индивидами, длительности первоначального и др.

И.Ф. Гербарт (1776-1841 гг.). Труды Гербарта - «Психология по-новому», основанная на метафизике, опыте и математике, и «Учебник психологии» - стали новым этапом в развитии ассоцианизма. Представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. В структуре души выделил три слоя - апперцепцию, перцепцию и . Область души шире, чем область сознания. С работами Гербарта связана идея порога ощущений.

Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.) - известный психолог, экономист и общественный деятель. Воспитателем Милля был его отец Джеймс Милль, считавший, что законы психологии не только дают представлния о содержании духовной жизни человека, но и подсказывают способы его безграничного совершенствования. Этим подходом он руководствовался и в программе обучения своего сына, достигнув больших успехов. К12 годам Джон неизмеримо превосходил по уровню развития своих сверстников. Он знал не только множество языков, но и ряд разделов высшей математики.

Восприняв убеждение в том, что психическая жизнь человека подчинена законам ассоциаций, Милль - младший внес в это убеждение своего отца важные коррективы. Он предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией». Это означало, что, благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у его исходных элементов. Внес вклад в разработку проблем мышления. Милль также пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных:
1) сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);
2) смежноети (если два впечатления часто переживаются одновременно или в условиях непосредственной смены одного другим, сук-цессивно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);
3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).

Однако наибольшее значение имела деятельность Милля, направленная на разработку принципов построения научного знания. Его учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе «Логика» (1843). Рассматривая ассоциации в качестве производных от законов логики, ученый доказывал, что логические операции (суждение, умозаключение и т.д.) подчиняют себе связи впечатлений внутри индивидуального ума. Поэтому логика и является критерием правильности человеческих рассуждений.

А. Бэн (1818-1903 гг.) в работах «Ощущения и » (1855), « и » (1859) доказывал, что ассоциативная психология в должна рассматривать не только ассоциации, существующие в индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся «телесная система, хотя и в различной степени, связана с психическими функциями». Бэн противопоставил спонтанное , ставшее одной из главных категорий его психологии. Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движений Бэн объяснял возникновение навыка. Бэн доказывал, что методом проб и ошибок человек постепенно совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и .

Г. Спенсер (1820-1903 гг.) был одним из основателей позитивизма. Психика является механизмом адаптации к среде. Спенсер изучал генезис психики. Исходная форма психической жизни - ощущение ~ развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами к среде.

Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества.

Введение


К области ассоциативной психологии относятся различные по своей научно-идейной сущности психологические направления, использующие понятие ассоциации в качестве главного принципа, объясняющего психику и поведение. Психологическое понятие ассоциации сходно с философским - в общем плане этим термином обозначают закономерно возникающую связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

Целью данной работы является теоретическое изучение специфики ассоциативной психологии - от ее становления (философских трудов нового времени) до завершающего этапа (начала XX века).

В задачи работы входит:

рассмотреть философские основы ассоциативной психологии, определившие ее механистическое и материалистическое понимание психики человека;

рассмотреть классический этап развития ассоциативной психологии (главным образом, в исследованиях Д. Гартли);

рассмотреть завершающий этап развития ассоциативной психологии (образования новых, самостоятельных ответвлений ассоцианизма).

гартли психология ассоциативный


Ассоциативная психология и ее современное состояние


Первоначальная идея о существовании закономерных сочетаний психических явлений и их связи с физиологией зародилась уже у Аристотеля в трактате «О душе». По Аристотелю, душа представляла собой основу всех многообразных проявлений живого тела. Именно душа, по мнению Аристотеля, делает человека живым (и не только человека, но и животный мир, поскольку все, что обладало жизнью, обладало бессмертной вечной душой). Именно в трактате Аристотеля возникло определение ассоциации как субъективного назначения связи между элементами, предметами или явлениями, как связи, возникающей в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

Однако лишь в новое время в связи с распространением материалистической методологии на изучение психики человека эта идея становится научной доктриной, положившей начало ассоциативной психологии. Первые попытки наметить такую доктрину содержатся в физиологических сочинениях Декарта, работах Спинозы и Гоббса.

Т. Гоббс (1588-1679), которого причисляют к одному из основателей эмпиризма, отказался от рассмотрения нематериальных субстанций (души) и занялся изучениями «механических тел». По Гоббсу это означало, что мир представлен взаимодействием материальных тел, действующим по законам механики. Разум же по представлению Гоббса представлял собой прямой продукт ассоциаций (цепей мыслей, возникающий вследствие тех или иных ощущений - материальных воздействий на сознание человека). Иными словами, ассоциации и мышление человека не разделялись от понятия опыта. Гоббс говорил о том, что последовательность ощущений детерминирована изменениями в организме, вызванными воздействиями на него физических тел, и поэтому течение всех психических процессов определяется материальными причинами. Гоббс разделил «цепи мыслей» на две категории: причудливые, развёртывающиеся без плана и намерения (бессознательные мысли и интуитивные решения) и регулируемые определенной целью (сознательные решения). Тем самым была выдвинута основная задача, определившая дальнейшее развитие психологической мысли: на основе такого понятия об ассоциации, необходимо было объяснить закономерный, упорядоченный характер процесса мысли.

В русле ассоциативной психологии работал Д. Локк (1632-1704), утверждающий также как и Гоббс, что психика человека формируется только в процессе его биологического и физиологического существования. Однако, в отличие от Гоббса, Локк назвал термином «ассоциация идей» только те связи, которые обусловлены случаем или привычкой. Локк видел в ассоциации помеху для рационального мышления и считал образование новых сложных идей (творческих, неожиданных решений) продуктом рефлексии как особой способности познания. Учению о зависимости порядка и сочетаний психических фактов от материальных причин идеализм противопоставил концепцию, согласно которой как компоненты ассоциации, так и она сама представляют собой первичные психические феномены, из совокупности которых строится якобы не только вся психическая жизнь, но и внешняя реальность.век ознаменовался окончательным переходом английской психологии от эмпиризма к ассоцианизму. Основателем законченной системы ассоциативной психологии являлся Д. Гартли (1705-1757). Его учение было основано на принципе тесной связи психической деятельности с нервной:

«Будучи механистическим материалистом, Гартли не смог правильно разрешить проблему причинной обусловленности психических явлений и придерживался мнения о том, что они соединяются параллельно нервным процессам… Гартли отбросил локковскую рефлексию как самостоятельный источник идей и выводил все стороны психической деятельности, включая абстрактное мышление и волю, из общих законов ассоциации. Важным нововведением явилось включение в ассоциативный процесс (наряду с психическими явлениями) мышечных движений» .

Теория Гартли оказала сильное влияние не только на психологию, но и на другие области знания - этику, эстетику, биологию, логику и педагогику. Именно благодаря Гартли ассоциативное понимание психики стало синонимом материалистического.

В начале XIX века рост знаний о психике обуславливала физиология (Д. Милль , А. Бэн ). Положение ассоциативной психологии на тот момент хорошо демонстрирует ситуацию в психологии и на сегодняшний день - это многообразие подходов к психике человека в рамках одной дисциплины. Так и в рамках ассоциативной психологии ученые не могли найти какой-либо универсальной схемы объяснения психики. Д. Милль, стараясь преодолеть радикальный механицизм, неспособный объяснить природу бессознательного и интуиции, предложил концепцию «ментальной химии», согласно которой образцом для понимания этой природы должны служить не механистические принципы, а химические. Химия демонстрировала что при слиянии первичных элементов возникают соединения, обладающие новым качеством, соответственно и ощущения, образуя сложные психические продукты, могут изменяться до неузнаваемости. А. Бэн , в свою очередь, отклонив «ментальную химию», ввел принцип «конструктивной имажинации», согласно которому ум способен создавать новые комбинации образов, отличные от встречавшихся в прежнем опыте.

С развитием эволюционной теории Дарвина, исследователями предпринимались попытки перестроить ассоциативную психологию на основе новых биологических представлений. Очевидно, что в рамках данного подхода положения о «врожденных ассоциациях», нематериальной причинности сложных ассоциативных связей не допускались. Однако один из основателей позитивизма англичанин Г. Спенсер (1820-1903) считал, что ассоциации способны «закрепляться» в сознании человека и даже передаваться по наследству. Таким образом, данные врожденные ассоциации были способны объяснить отличия между мозгами дикарей и мозгами цивилизованных европейцев. Вместе с этим, ассоциативная психология находилась в кризисе, так как интроспекционистский взгляд на сознание человека (без инструментов и эталонов) не предоставлял внятных ответов на многие «загадочные» явления психики:

«В новой экспериментальной психологии, выделившейся в 70-80-х гг. XIX века в самостоятельную научную дисциплину, по отношению к принципам ассоциативной психологии наметились две линии: Вундт, уделивший много внимания экспериментальному изучению ассоциации, подчинял ее особому синтетическому акту сознания - апперцепции; другие исследователи (Эббингауз, Гальтон), напротив, видели в ассоциации первичный и универсальный психический факт» .

Идеи ассоциативной психологии несомненно способствовали прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления (в частности работы Эббингауза, показавшие зависимость ассоциаций от числа повторений материала, времени его воспроизведения и т.д.). Вместе с тем, в ходе экспериментов обнаружилась ограниченность принципов ассоциативной психологии - она игнорировала системный характер психической деятельности и индивидуальную изменчивость в формах ее проявления и уровнях развития. Главной проблемой механистической ассоциативной психологии были как раз сложные психические образования - творчество, интуиция, воображение, одним словом - все то, что выходило за рамки последовательных решений психики. Более того, ассоциативная психология была не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления, так как она не учитывала очень важного обстоятельства: сознательный процесс регулируется соответствующим образом отраженным содержанием той проблемы, для решения которой он протекает.

Основные положения ассоциативной психологии потерпели крах уже в начале XX века, однако многие положения унаследовала бихевиористская теория «стимул-реакции». Сторонники бихевиоризма, впоследствии перешедшие в ряды представителей когнитивной психологии, по сути, не могли предложить ничего нового в изучении психики - ведь если бы они вновь обратились к «предметно-образному содержанию сознания», они бы все равно не могли объяснить ни структуру, не детерминацию реального поведения человека. Поэтому бихевиористы пошли простым путем: они изучали поведение человека вне представлений о сознании и психике человека, объявив ее «черным ящиком, не поддающимся изучению».

Никаких альтернатив к изучению сознания человека у бихевиористов не было - ведь предшествующие определения сознания в психологии представляли собой набор различных аспектов - от мифологических до отрывочных естественно-научных данных. Однако, завершение ассоциативной психологии (в ее классическом виде) связано с очень показательным научным фактом: именно материалистическое и детерминистическое представление об ассоциации позволили Сеченову и Павлову выдвинуть новую систему воззрений на ассоциативный процесс, впоследствии положенную отечественной психологией в основу изучения закономерностей психической деятельности.


Заключение


История развития ассоциативной психологии - показательный пример того, как в рамках изначально ошибочного суждения о психике человека развивались разнообразные направления и исследования, положившие в конечном счете основы современного психологического знания о психике. Уже в начале XIX века представителей ассоциативной психологии объединяло лишь изначальное представление об ассоциации как о главном принципе, который определяет психику и поведение человека. Механистичность и идеализм такого подхода, отсутствие в нем системного взгляда и учитывания индивидуальной изменчивости психики не позволяли решить проблему сложных мыслительных операций - как сознательных, так и импульсивных бессознательных. Тем не менее, именно проблематика ассоциативной психологии способствовала прогрессу опытных исследований в области психологии восприятия, памяти, воображения, мышления, благодаря чему возникла новая экспериментальная психология. Вместе с этим, многие основополагающие положения ассоциативной психологии унаследовала бихевиористская теория «стимул-реакции», которая также, по сути, была упрощенной формой понимания психики. Однако тогдашнее материалистическое и детерминистическое представление об ассоциации позволили именно Сеченову и Павлову выдвинуть новую систему воззрений на ассоциативный процесс, впоследствии положенную отечественной психологией в основу изучения закономерностей психической деятельности.


Список литературы


1.Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет. - СПб: Алетейя, 2000. - 427 с.

.Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М.: Мысль; 2001. - 480 с.

.Спенсер Г. Основания психологии. Перевод со 2-го англ. изд. Т. 3 - 4, СПб: Издание И.И. Билибина, 1876. - 676 с.

.Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова. 1960-1970. - Т.3 - С. 584.

.Ярошевский М.Г. История психологии. Учебное пособие. - М.: Академия, 1996. - 416 с.


Заказ работы

Нужна авторская работа?

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: