Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Модель формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

Формирование алгоритмических умений у дошкольников

Консультация для воспитателей детского сада.

Темных Анна Владимировна,

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 95

Математическому образованию в настоящее время отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым для динамично развивающегося современного технологического общества областям знаний, накопленных и широко используемых человечеством.

Под математическим образованием периода детства понимается целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, ориентированный на подготовку детей к применению необходимых математических знаний и умений в процессе жизнедеятельности.

Особое значение при этом имеет ознакомление дошкольников с алгоритмами и усвоение ими алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач определенного типа. В процессе выполнения алгоритма развивается умение не упускать из виду цель, не забывать о ней на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию. В течение всего времени, работая с алгоритмом, ребенок учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемым взрослым правилом или образцом.

В зависимости от структуры выполняемых в алгоритме действий различают три вида алгоритма: линейный, разветвляющийся и циклический.

Линейный алгоритм , это алгоритм, в котором все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума.

Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Многие процессы в окружающей нас жизни основаны на многократном повторении одних и тех же действий: смена времен года, дня и ночи, восхода и захода солнца.

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие: если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, алгоритм разделения красных и синих шаров: 1) берем шар; 2) проверяем условие – «Шар красный?», 3) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показывает, что дети 4-го года жизни еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте необходимо только проводить подготовительную работу по формированию данных умений. Маленьких детей знакомят с последовательностью мытья рук, представляющей собой линейный или циклический алгоритм в зависимости от загрязненности рук. Под руководством воспитателя в процессе игровой деятельности необходимо целенаправленно осваивать с дошкольниками нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть выполнять действия, носящие алгоритмический характер.

Целенаправленная же работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться 5-го года жизни и включать три этапа:

на первом (средняя группа) идет формирование умений у детей выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

на втором этапе (старшая группа) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

на третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию. На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производится постепенная интеграция игровой и учебной деятельности.

На первом этапе (в средней группе) термины «алгоритм», правила», «план» не вводятся. Педагог сообщает детям определенный алгоритм (только линейный), одновременно показывая называемые действия. Например, последовательность изготовления бутерброда. Затем просит 1-2 детей показать, что они запомнили и как правильно сделать бутерброд. Можно подготовить карточки с нарисованными предметами и действиями и попросить детей расставит карточки по порядку. Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Следует учить детей сопровождать свои действия речью, а педагог должен помогать им в этом, сопровождая действия детей комментариями.

На занятиях по математике дети также знакомятся с различными линейными алгоритмами:

правилами выполнения приемов наложения и приложения

правилами счета

алгоритмом сравнения по величине

выполнения сериации

На втором этапе (старшая группа), идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы (линейные, разветвляющиеся и циклические).

Начинать обучение следует с линейных алгоритмов. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, используют игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, такие, как: «А что было дальше?», «Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры вызванный ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок. Для закрепления умений составлять алгоритмы целесообразно ввести новый объект – робота (воспитатель), которому дети будут давать команды. Робот необходим для того, чтобы показать детям, что команды должны быть четкими и в правильном порядке.

Для закрепления детям можно предложить алгоритмы, в которых пропущены какие-либо действия, нарушен их порядок, либо предлагается самостоятельно составить алгоритм какого-либо действия.

После того как дети научились работать с линейными алгоритмами, необходимо познакомить их с разветвляющимися.

Перед ознакомление необходимо провести подготовительную работу, включающую игру «да-нет»: воспитатель говорит, что в речи иногда употребляются вопросы, на которые достаточно ответить только «да» или «нет», например, «Вы уже завтракали?» (Ребята сами придумывают такие вопросы и задают их друг другу). Затем воспитатель говорит, что имеются и такие вопросы, на которые нельзя ответить только «да» или «нет», например, «Сколько тебе лет?» и предлагает каждому ребенку придумать такой вопрос и задать кому-нибудь из детей.

Затем детям предлагается игра «Сделай по условию» - воспитатель на доске изображает часть алгоритма, содержащую какое-либо условие, вызывает одного ребенка, задает ему вопрос и говорит, что нужно сделать. Далее вызывает другого ребенка, также задает вопрос и показывает, что надо сделать. После этого остальные дети должны встать согласно алгоритму. Условия могут быть разными: «У тебя длинные волосы?», «Ты в шортах?» и т.п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

После того как дети усвоили разветвляющийся алгоритм, можно переходить к циклическому алгоритму. Самый простой вариант циклического алгоритма – это построение сериационных рядов. Поэтому сначала целесообразно выполнить с детьми следующее задание: воспитатель кладет на стол несколько лент (4-5) и предлагает расположить ленточки по длине от самой длинной к самой короткой. В результате обсуждения дети вспоминают алгоритм построения сериационного ряда, но главное на данный момент записать этот алгоритм в виде блок-схемы, обратив внимание детей, что некоторые действия повторяются несколько раз. Поэтому же алгоритму можно расставить числа по возрастанию, буквы по алфавиту, игрушки по высоте.

Закрепление приобретенных алгоритмических умений (третий этап обучения ) осуществляется в учебной и игровой деятельности. Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно.

Для целенаправленного формирования у детей алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий.

1. Использование игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам).

Например, в игре «Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

При организации, которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации. Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы целесообразно ввести новый персонаж – робота, которому дети будут сообщать команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а, чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» – это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует различные игры .

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. Так, дети старшей группы еще не могут удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. Поэтому используем игры с двух-, трехшажными правилами. Например, игра «Локомотив». Воспитатель-локомотив ездит по группе и, подъезжая к определенному дошкольнику, сигналит три раза. Только на третий гудок дошкольник-вагон прицепляется к локомотиву, доставив вагон на вокзал, воспитатель должен его отцепить, поэтому необходимо сначала остановиться, а затем после второго гудка вагон должен отцепиться. Если последовательность действий на каком-то этапе будет нарушена, то вагон отвозят в ремонтный завод.

4. Обучение дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности.

Необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуации этапом контроля. Завершая игру, под непосредственным руководством воспитателя, дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном, производят коррекцию, если необходимо, в своих алгоритмах. Воспитатель задает вопросы: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Что мы сегодня научились делать?», «Все ли у нас получилось?», «Зачем нам нужно было выполнять данную последовательность действий?», «Дайте оценку своей деятельности». Постепенно обучаемый увеличивает долю самостоятельности ребенка при оценке своих действий. Также необходимо использовать игры на исправление алгоритма, последовательности действий. Например, воспитатель-робот просит накормить его: не помыв руки, сначала требует суп, потом торт, компот, а затем пюре с сосиской. Взрослый анализирует, выполняют ли его требования дошкольники, чем они объясняют изменение алгоритма, аргументирует, почему так есть, как требует робот нельзя.

5. Интеграция различных видов детской деятельности, перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности.

Основная цель использования этого условия – это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма. Воспитатель постепенно увеличивает долю самостоятельности в выполнении и составлении алгоритма ребенком, побуждает в процессе выполнения различных видов детской деятельности самостоятельно осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритма. Для нахождения общих способов решения практических задач с использованием известных алгоритмов, для формирования умения изменять алгоритм при трансформации условий можно применять творческие игровые задания, а затем предложить проанализировать свою деятельность, отвечая, например, на вопросы: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?».

Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

Литература:

  1. Воронина Л. В. Развитие творческого потенциала дошкольников через формирование у них алгоритмических умений // Педагогические системы развития творчества: материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13-14 декабря 2011г.).. Екатеринбург, 2011. Ч. 1. С. 135-140.
  2. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74-84.
  3. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. Пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студ. пед. институтов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988.303 с.

УДК 373.24 ББК 74.102.18

ГСНТИ 14.23.09

Код ВАК 13.00.02

Утюмова Екатерина Александровна,

старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 157; e-mail: [email protected].

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: алгоритм, алгоритмические умения, алгоритмическое мышление, алгоритмическая культура, алгоритмические способности, предпосылки к учебной деятельности, дошкольники, структура алгоритмических умений, условия формирования алгоритмических умений.

АННОТАЦИЯ. В данной статье выделяются условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении. Раскрывается понятие «алгоритмические умения» и обозначается их взаимосвязь с понятиями «алгоритмическое мышление», «алгоритмическая культура» и «алгоритмические способности». Автор отмечает, что алгоритмические умения являются первой ступенью формирования у обучаемых алгоритмической культуры и алгоритмических способностей. Научная новизна работы состоит в уточнении структуры алгоритмических умений дошкольников разных возрастных групп на каждом этапе их формирования. В структуре выделены такие блоки, как процессуальный, личностный, регулятивный и коммуникативный. Условиями формирования алгоритмических умений у дошкольников выступают: использование игр с правилами и организация игровой деятельности дошкольников по заданным воспитателем алгоритмам, создание развивающей предметно-пространственной среды, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, обучение детей действиям контроля и оценки своей деятельности, интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами детских образовательных учреждений.

Utyumova Ekaterina Aleksandrovna,

Senior Lecturer of Department of Theory and Methods of Teaching Mathematics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

KEYWORDS: algorithm, algorithmic skills, algorithmic thinking, algorithmic culture, algorithmic abilities, prerequisites to learning activities, preschool children, structure of algorithmic skills, conditions of formation of algorithmic skills.

ABSTRACT. The article defines the conditions for the formation of algorithmic skills of children in the learning process of preschool educational institutions. The article discloses the notion "algorithmic skills" and outlines their relationship to the notions of "algorithmic thinking", "algorithmic culture" and "algorithmic abilities". The author notes that algorithmic skills make up the first step in the formation of the students" algorithmic culture and algorithmic abilities. The scientific novelty of the work consists in clarifying the structure of algorithmic skills of preschool children of different age groups at each stage of their formation. Such blocks such as procedural, personal, regulative and communicative are singled out in this structure. The following conditions of formation of algorithmic skills in preschool children are identified: the use of games with rules and organization of play activities of preschool children according to the algorithms given by the teacher, creation of educational subject-spatial environment, taking into account the age and individual characteristics of children of junior and senior preschool age, teaching children to monitor and evaluate their activities, integration in the process of building the algorithmic skills of different types of kids activities. The practical value of research consists in the fact that the results of the study may be used by teachers of children"s educational institutions.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE CONDITIONS OF FORMATION OF ALGORITHMIC SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN

дошкольного образования прописаны итоговые результаты, целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты каждым ребенком в процессе обучения в ДОУ. Сфор-мированность этих личностных и интеллектуальных качеств у будущих первоклассников необходима для развития у них предпосылок к учебной деятельности, которые являются основным показателем готовности дошкольника к обучению.

сии характерны кардинальные изменения на всех ее уровнях, характеризующиеся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка. Дошкольного обучение - это первое звено поступательного, непрерывного развития индивидуума, основной целью которого является достижение дошкольниками необходимого уровня для успешного освоения программ начальной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте © Утюмова Е. А., 2016

Исследования Я. Н. Белик, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. Н. Шадрикова о развитии предпосылок к

овладению учебной деятельностью детьми дошкольного возраста как необходимого условия преемственности обучения в ДОУ и начальной школе позволили выделить структуру данного понятия:

Возникновение познавательных мотивов, интересов и потребностей;

Принятие учебного задания;

Формирование способности удерживать цель деятельности на протяжении выполнения задачи;

Развитие умения планирования предстоящей деятельности, разбиения ее на отдельные шаги, этапы;

Освоение ребенком общих способов решения практических, интеллектуальных и познавательных задач;

Овладение действиями контроля и оценки полученного результата своей деятельности .

Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм - это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей.

О необходимости включения алгоритмической линии в содержание обучения периода детства писали Н. Я. Виленкин, Л. В. Воронина, С. Е. Царева и др. . С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами, знакомятся с последовательностью действий при поглощении пищи, умывании, с правилами дорожного движения, поведения за столом, на улице, гигиеническими правилами. В образовательной области «Познавательное развитие» при формировании элементарных математических представлений дошкольники знакомятся с алгоритмами построения сериаци-оннного ряда, счета, решения арифметических задач, измерения величин и т.д.

Алгоритм - это одно из древних, фундаментальных понятий математики, теории алгоритмов. В связи с информатизацией и технологизацией современного общества понятие «алгоритм» проникло в различные сферы жизни человека. А. А. Столяр дает интуитивно-содержательное определение этого понятия как предписание действий понятных и точных, порядка их выполнения для достижения решения любой задачи из определенного класса однотипных задач.

Различают три вида алгоритмов. Первый - линейный, когда последовательность действий выполняется в строго определенном порядке, однократно. Разветвляющийся алгоритм характеризуется тем, что существует условие, которое необходимо проверить, и если оно выполняется, то исполняется одна последовательность шагов, если нет, то другая. Циклический алгоритм содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.

Не каждая последовательность, план действий, правило являются алгоритмами, но они могут быть использованы на начальном этапе формирования у дошкольников алгоритмических умений.

Большая часть исследований современных авторов направлена на развитие алгоритмического мышления, стиля мышления (А. В. Копаев, А. А. Столяр, С. Е. Царева), на формирование алгоритмической культуры (М. П. Лапчик). В отечественной психолого-педагогической литературе стали обращаться и к проблеме развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (Н. Б. Истомина, С. Д. Язвинская). Также в методике появились исследования (Л. В. Воронина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр), которые обосновывают возможность и необходимость изучения понятия «алгоритм» и формирования алгоритмических умений у детей, начиная с дошкольного уровня обучения .

Анализ перечисленных выше исследований показал, что понятия «алгоритмические умения», «алгоритмическое мышление», «алгоритмические способности» и «алгоритмическая культура» тесно взаимосвязаны. Раскроим эти понятия.

Алгоритмические умения включают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умения выражать свои действия понятными языковыми средствами (А. А. Столяр) .

Алгоритмическое мышление - это искусство рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности, способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и поступать соответственно им (С. Е. Царева) .

Алгоритмическую культуру в педагогической литературе понимают как обладание личностными качествами, способствующими пониманию алгоритмов, значения их в различных областях деятельности, включающее в себя также владение соответствующим мышлением (М. П. Лапчик) .

Специфические индивидуальные способности личности, выражающиеся в склонности мышления к нахождению обобщенных способов решения задач, к овладению обобщенными понятиями, правилами, направленными на быстрое и успешное достижение новых, значимых результатов в учебно-познавательной деятельности - это алгоритмические способности (С. Д. Язвинская) .

То есть для формирования алгоритмических способностей необходимо сначала сформировать у ребенка алгоритмические умения, затем алгоритмическое мышление. Развивать вместе с этим такие качества его личности, как активность, инициативность, настойчивость и самостоятельность, способность к рефлексии и переносу знаний в новые ситуации, тем самым формируя алгоритмическую культуру школьника. Затем, овладев еще и творческой составляющей при выполнении алгоритмических действий, у ребенка формируются алгоритмические способности.

Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятии «правило», «алгоритм». Нами была разработана методика формирования алгоритмических

умений у детей дошкольного возраста начиная со средней группы, которая включает в себя три этапа:

1 этап (средняя группа) - формирование у ребенка умения использовать линейные алгоритмы для решения образовательных задач;

2 этап (старшая группа) - обучение дошкольников выполнению алгоритмов всех видов, формирование первоначальных умений по составлению алгоритмов;

3 этап (подготовительная к школе группа) - закрепление алгоритмических умений, перенос усвоенных алгоритмов в различные образовательные области и виды деятельности .

Структура алгоритмических умений детей дошкольного возраста состоит из четырех блоков . Процессуальный блок отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный блок развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Формирование компонентов алгоритмических умений у детей на каждом этапе представлено в таблице 1.

Таблица 1

Структура алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

Этап формирования алгоритмических умений Процессуальный блок Личностный блок Регулятивный блок Коммуникативный блок

1. Подчиняться 1. Осознавать, что 1. Удерживать цель 1. Задавать вопросы

правилу в игре, ко- деятельность со- деятельности в случае непонима-

торое устанавлива- стоит из последова- непродолжитель- ния указаний вос-

ет воспитатель. тельных шагов, от- ное время питателя.

2. Слушать указа- дельных действий под руководством 2. Отражать в своей

ния воспитателя, 2. Условно пони- воспитателя. речи собственные

условно выполнять мать значимость 2. Попытки осуще- действия

его в процессе сво- исполнения пра- ствления контроля под руководством

ей деятельности. вил (алгоритмов) правильности вы- воспитателя.

3. Исполнять одно, для достижения ре- полнения двух, 3. Взаимодейство-

1 этап двух, трехшажные зультата. трехшажного алго- вать со сверстника-

(средняя последовательно- 3. Попытки сопод- ритма. ми и воспитателем

группа) сти действий чинения мотивов и 3. Выполнять про- в процессе игровой

(линейные оценивания новых стейший алгоритм деятельности.

алгоритмы). знаний, своей дея- по заданному вос-

4. Восстанавливать тельности с точки питателем плану

последовательность зрения усвоенных 4. Исправление

шагов с опорой на норм ошибок в простей-

карточки, содер- ших линейных

жащие действия последовательно-

показанного ранее стях действий

алгоритма. под руководством

воспитателя.

1. Выполнять 1.Понимать значи- 1. Удерживать цель 1.Самостоятельно

линейные алгорит- мость выполнения деятельности. отражать в речи

мы из семи-десяти алгоритмов для 2. Следовать задан- свои действия при

шагов. решения задач. ному плану с опо- выполнении алго-

2. Исполнять раз- 2. Подчинять сою рой на карточки- ритма.

ветвляющие и цик- роль в игре и моти- подсказки. 2.Задавать вопросы

лические алгорит- вы деятельности 3. Оценивать дос- при выполнении и

мы под руково- заданному правилу. тижение постав- создании простей-

дством воспитателя 3. Проявлять инте- ленной цели, пра- ших алгоритмов.

или с опорой на рес к созданию но- вильности выпол- З.Сотрудничать в

2 этап карточки- вых алгоритмов. ненных действий паре и небольшой

(старшая подсказки. под руководством группе в процессе

группа) 3. Создавать под воспитателя. игры под наблюде-

руководством вос- 4. Исправлять, нием воспитателя.

питателя простей- осуществлять кор-

шие алгоритмы для рекцию алгоритмов

достижения по- по требованию и

ставленной цели. под руководством

4. Использовать воспитателя.

блок-схемы как

подсказки при вы-

полнении алгорит-

мов всех видов.

1. Увеличении доли 1.Понимать значи- 1. Удерживать и ус- 1.Самостоятельно

самостоятельности мость выполнения ловно принимать отражать в речи

детей при выпол- алгоритмов для цель деятельности. свои действия при

нении и составле- решения познава- 2. Самостоятельно выполнении алго-

нии алгоритмов тельных задач. следовать приня- ритмов всех видов.

любого типа. 2. Проявлять инте- тому плану дея- 2.Сотрудничать в

2. Переносить из- рес к нахождению тельности. паре и небольшой

вестные алгоритмы общих способов 3. Соотносить выпол- группе в процессе

для решения по- (алгоритмом) ре- ненный алгоритм с игры и при выпол-

добных задач под шения задач одно- образцом при помо- нении познава-

3 этап руководством вос- го класса.. щи воспитателя. тельной задачи.

(подготови- питателя. 3. Оценивать свою 4. Корректировать 3. Выполнять раз-

тельная 3. Изменять алго- деятельность с точ- выполнение алго- личные роли в

группа) ритм при модифи- ки зрения обще- ритма в соответст- группе, попытки

кации условия, ис- принятых правил, вии с планом, ре- сотрудничать со

ходных данных под норм поведения.. зультатом при по- сверстниками и

руководством вос- мощи воспитателя. воспитателем в

питателя. 5. Оценивать своею процессе игровой и

4. Использовать ал- деятельность по познавательной

горитмы в различ- простейшему пла- деятельности.

ных видах деятель- ну, заданному вос- 5. Договариваться

ности детей. питателем и с его помощью, подсказками и коррекцией. друг с другом в игре, в том числе и в играх с правилами.

Таким образом, на основе анализа методической и психолого-педагогической литературы, возрастной периодизации Д. Д. Эльконина можно выделить в структуре алгоритмических умений не только умения выполнять алгоритмы любого вида и составлять простейшие алгоритмы, но и умения удерживать и принимать цель предстоящей деятельности, планировать свою работу, осуществлять оценку и контроль своих действий.

Для целенаправленного формирования у детей, начиная со средней группы, алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий.

1. Использовать игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам). Например, в игре

«Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

2. Для развития у ребенка различных умений, в том числе и алгоритмических, необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды, при организации которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации.

Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы целесообразно ввести новый персонаж - робота, которому дети будут сообщать команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» - это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует игры, например, предложим роботу съесть мандаринку, которая лежит на столе. Воспитатель побуждает детей к действию: «Роботу необходимо поесть, чтобы подзарядиться энергией». Задает вопросы, побуждая детей к решению задания: «Что нам нужно сделать?», «Зачем роботу необходимо поесть?», «Повторите, какой мы должны получить результат». Для получения первичного алгоритма деятельности задает вопросы: «Что сначала должен сделать робот?», «Предложите последовательность действий», «Назовите недостающее действие». В процессе игры дети под руководством воспитателя создают алгоритм, сообщают роботу команды, а «робот» их исполняет: первая команда: «Возьми мандаринку», вторая «Съешь ее». Воспитатель должен объяснить и посмеяться, что с кожурой съест не получиться: «Какое действие мы пропустили?» Дети ответят: «Надо сначала очистить мандаринку, а потом ее съесть». «А помыть мандаринку не нужно?». Определились первые команды алгоритма. Затем робот показывает и говорит, что не знает, куда убрать кожуру. Дети советуют выбросить, робот бросает ее на пол. Дети исправляют команду: «Выброси в мусорное ведро». Получаем алгоритм деятельности робота «Робот ест мандарин-ку»:1. Возьми мандаринку со стола. 2. Помой ее. 3. Вытри руки. 4. Очисти ман-

даринку. 5. Съешь мандаринку. 6. Выброси кожуру в мусорное ведро. 7. Конец. Робот сообщает, что последней командой всегда должна быть команда «Конец», иначе он съест еще мандаринку, а затем еще и еще, пока дети его не остановят.

3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. Так, дети старшей группы еще не могут удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. Поэтому используем игры с двух-, трехшажными правилами. Например, игра «Локомотив». Воспитатель-локомотив ездит по группе и, подъезжая к определенному дошкольнику, сигналит три раза. Только на третий гудок дошкольник-вагон прицепляется к локомотиву, доставив вагон на вокзал, воспитатель должен его отцепить, поэтому необходимо сначала остановиться, а затем после второго гудка вагон должен отцепиться. Если последовательность действий на каком-то этапе будет нарушена, то вагон отвозят в ремонтный завод.

В старшем дошкольном возрасте не всем детям сразу посильно выполнять разветвляющиеся, то есть алгоритмы с условием. Поэтому воспитатель использует различные средства-подсказки для усвоения алгоритмов данного вида. Например, игра «Сделай по условию»: воспитатель на доске изображает часть алгоритма с условием (рис. 1). Взрослый помогает дошкольнику, задает ему вопрос, показывает схему (схема кроме текста может содержать рисунок) и поясняет, что нужно сделать. Повторяет это действие еще с двумя детьми. После этого остальные дети должны выполнить не только условие, но и весь алгоритм полностью.

4. Для обучения дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуации этапом контроля. Завершая игру, под непосредственным руководством воспитателя,

дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном, производят коррекцию, если необходимо, в своих алгоритмах. Воспитатель задает вопросы: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Что мы сегодня научились делать?», «Все ли у

нас получилось?», «Зачем нам нужно было выполнять данную последовательность действий?», «Дайте оценку своей деятельности». Постепенно обучаемый увеличивает долю самостоятельности ребенка при оценке своих действий. Также необходимо использовать игры на исправление алгоритма, последовательности действий. Например, воспитатель-робот просит накормить его: не помыв руки, сначала требует суп, потом торт, компот, а затем пюре с сосиской. Взрослый анализирует, выполняют ли его требования дошкольники, чем они объясняют изменение алгоритма, аргументирует, почему так есть, как требует робот нельзя.

5. Интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности, перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности. Основная цель использования этого условия - это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма. Воспитатель постепенно увеличивает долю самостоятельности в выполнении и состав-

лении алгоритма ребенком, побуждает в процессе выполнения различных видов детской деятельности самостоятельно осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритма. Для нахождения общих способов решения практических задач с использованием известных алгоритмов, для формирования умения изменять алгоритм при трансформации условий можно применять творческие игровые задания, а затем предложить проанализировать свою деятельность, отвечая, например, на вопросы: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?».

Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белик Я. Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.

2. Виленкин Н. Я., Дробышев Н. Я. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа. 1988. № 12. С. 34-37.

3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74-844. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие; под общ. ред. Л. В. Ворониной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 282 с.

5. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 22-33.

6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 201 с.

7. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. Смоленск: Ассоциация XXI века, 2009. 287 с.

8. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. 2003. № 6. С. 6-11.

9. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2003. 624 с.

10. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3.

11. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

12. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студ. пед. институтов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988. 303 с.

13. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования. М. : Академия, 2014. 496 с.

14. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М. : Логос, 1994. 320 с.

15. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М. : ВЛАДОС, 1999. 360 с.

16. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2009.

1. Belik Ya. N. Formirovanie predposylok uchebnoy deyatel"nosti starshikh doshkol"nikov v aspekte preemstvennosti doshkol"nogo i nachal"nogo obshchego obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2011.

2. Vilenkin N. Ya., Drobyshev N. Ya. Vospitanie algoritmicheskogo myshleniya na urokakh matematiki // Nachal"naya shkola. 1988. № 12. S. 34-37.

3. Voronina L. V., Utyumova E. A. Razvitie universal"nykh predposylok uchebnoy deya-tel"nosti doshkol"nikov posredstvom formirovaniya algoritmicheskikh umeniy // Obrazovanie i nauka. 2013. № 1. S. 74-84.

4. Voronina L. V., Utyumova E. A. Sovremennye tekhnologii matematicheskogo obrazovaniya doshkol"nikov: uchebnoe posobie; pod obshch. red. L. V. Voroninoy. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2013. 282 s.

5. Davydov V. V. Genezis i razvitie lichnosti v detskom vozraste // Voprosy psikhologii. 1992. № 1. S. 22-33.

6. Detstvo: Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel"naya programma doshkol"nogo obrazovaniya / T. I. Babaeva, A. G. Gogoberidze, Z. A. Mikhaylova i dr. SPb. : DETSTVO-PRESS, 2011. 201 s.

7. Istomina N. B. Metodika obucheniya matematike v nachal"noy shkole. Razvivayushchee obuchenie. Smolensk: Assotsiatsiya XXI veka, 2009. 287 s.

8. Kopaev A. V. O prakticheskom znachenii algoritmicheskogo stilya myshleniya. // Informatsionnye tekhnologii v obshcheobrazovatel"noy shkole. 2003. № 6. S. 6-11.

9. Lapchik M. P. Metodika prepodavaniya informatiki: uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov. M. : Akademiya, 2003. 624 s.

10. Leont"ev A. A. Chto takoe deyatel"nostnyy podkhod v obrazovanii? // Nachal"naya shkola: plyus-minus. 2001. № 1. S. 3.

11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 «Ob utverzhdenii federal"nogo gosudarstvennogo obrazovatel"nogo standarta doshkol"nogo obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013

12. Formirovanie elementarnykh matematicheskikh predstavleniy u doshkol"nikov: uchebnoe posobie dlya stud. ped. institutov / pod red. A. A. Stolyara. M. : Prosveshchenie, 1988. 303 s.

13. Tsareva S. E. Metodika prepodavaniya matematiki v nachal"noy shkole: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. obrazovaniya. M. : Akademiya, 2014. 496 s.

14. Shadrikov V. D. Deyatel"nost" i sposobnosti. M. : Logos, 1994. 320 s.

15. El"konin D. B. Psikhologiya igry. 2-e izd. M. : VLADOS, 1999. 360 s.

16. Yazvinskaya S. D. Pedagogicheskie usloviya razvitiya algoritmicheskikh sposobnostey detey starshego doshkol"nogo vozrasta v protsesse poznaniya kategorii vremeni: dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol", 2009.

- 52.10 Кб

Введение стр.3

Выводы стр.16

Библиографический список стр.17

Приложение

Введение

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания.

Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, знакомим дошкольников с их правилами. Обо всех видах деятельности, осуществляемых по определенным предписаниям, говорят, что они выполняются по определенным алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто не зная, что это такое. Усвоение алгоритмов имеет важное значение в жизни каждого человека, т.к. любая целенаправленная деятельность человека осуществляется по плану. Умение применять разного рода алгоритмы, тем более умение предвидеть и обосновывать возможные результаты их применения - признак формирования свойственного для математики стиля мышления. Моделирование различных алгоритмов в виде детских игр открывает широкие возможности для формирования зачатков этого стиля мышления уже у дошкольников.

Необходимость алгоритмов в различных сферах деятельности человека:

  • В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления различных блюд;
  • Любой прибор купленный в магазине, снабжается инструкцией по применению;
  • Каждый шофер должен знать правила дорожного движения;
  • Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.

Изучением алгоритмов занимались такие исследователи, как А. А. Столяр, В.Успенский, Э.Дейкестра, К. Бом, Г.Джаконини, А.Тьюринг.

Существует проблема в том, что не разработана методика по освоению дошкольниками алгоритмов на занятиях по математике.

Поэтому целью нашей курсовой работы является: раскрыть содержание и методику знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

В соответствии с поставленной целью мы выделили 3 задачи:

1.Выявить происхождение данного термина и его определение.

2.Изучить в процессе анализа педагогической литературы задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

3.Подобрать игры, упражнения, направленные на формирование у детей умения работать по заданному алгоритму.

1.История возникновения термина «алгоритм», определение алгоритма, его виды и свойства.

Более тысячи лет назад восточный математик Мухамед Бен Мусса аль – Хорезми написал учебник « Арифметика индуссткими цифрами». По нему европейцы научились счету с помощью десяти цифр и узнали правила действия над ними. Учебник этот попал в Европу от арабов, поэтому цифры у нас называются арабскими.

Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль – Хорезми привел такие методы счета, которые легко усваивает даже ребёнок, и арифметические действия можно производить, не задумываясь над их смыслом. В последствии арифметику в десятичной системе счисления долгое время называли словом «ал-хорезм», которое затем трансформировалось в «алгоритм». [ 7 ]

С развитием науки и техники человечество осознавало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, относящийся не только к арифметике.

Алгоритм от латинского algorismus означает регулярно вычислительный процесс. В течение столетий значение слова «алгоритм» постепенно обобщалось, и сегодня под алгоритмом понимают некоторый общий метод или способ, предписание, инструкцию, свод правил для решения за конечное число шагов любой задачи из определенного вида однотипных задач, для которого предназначен этот метод. Алгоритм - одно из фундаментальных научных понятий, изучаемое и математикой, и информатикой - молодой, отпочковавшейся от математики наукой, изучающей способы представления, хранения и преобразования информации с помощью различных автоматических устройств, главным образом современных электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Что такое алгоритм? Под алгоритмом интуитивно понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить, чтобы решить любую из данного вида однотипных задач. Это определение, разумеется, не является математическим определением в строгом смысле, так как в нем встречается много терминов, смысл которых, хотя и интуитивно, может быть ясен, но точно не определен («предписание», «общепонятное», «точное», «действие»). Однако оно представляет собой разъяснение того, что обычно вкладывается в интуитивное понятие алгоритма, а для наших целей этого вполне достаточно.

Единого «истинного» определения понятия «алгоритм» нет. Разными авторами были предприняты попытки дать определение понятию «алгоритм». Вот некоторые из них.

«Алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность». (Д. Э. Кнут)

«Алгоритм - это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи». (А.Колмогоров)

«Алгоритм - это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, идущий от варьируемых исходных данных к искомому результату». (А. Марков)

«Алгоритм - точное предписание о выполнении в определённом порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа». (Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя)

«Алгоритм - строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд». (Николай Дмитриевич Угринович, учебник «Информатика и информ. технологии»)

«Алгоритм - это некоторый конечный набор рассчитанных на определённого исполнителя операций в результате выполнения которых через определённое число шагов может быть достигнута поставленная цель или решена задача определённого типа». [ 7 ]

«Алгоритм - это точная, однозначная, конечная последовательность действий, которую должен выполнить пользователь для достижения конкретной цели либо для решения конкретной задачи или группы задач».

«Алгоритм - это точное предписание, которое задаёт вычислительный (алгоритмический) процесс, начинающийся с произвольного исходного данного и направленный на получение полностью определяемым этим исходным данным результата».

В нашей курсовой мы будем руководствоваться таким определением алгоритма - Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Какие же свойства характеризуют всякий алгоритм? Анализ различных алгоритмов позволяет выделить следующие общие свойства, присущие алгоритмам:

1.массовость, т. е. алгоритм предназначен для решения не одной какой- нибудь задачи, а для решения любой задачи из данного вида однотипных задач;

2.определенность (или детерминированность), т.е. алгоритм представляет собой строго определенную последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и какой шаг следует за каждым шагом, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению;

3.результативность, т. е. решая любую задачу из данного вида задач по соответствующему алгоритму, за конечное число шагов получаем)

результат. Разумеется, для различных частных задач одного вида число шагов может оказаться различным, но оно всегда конечно.

4.дискретность, т.е. описываемый процесс должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Эти шаги можно назвать – предписания (команды).

5.понятность, т.е. запись алгоритма рассчитана на определенного пользователя (исполнителя), а у каждого исполнителя существует свой перечень, который он может понять.

В 70-х годах ряд ученых (Э. Дейкестра, К. Бом, Г. Джаконини) доказали, что любой алгоритм можно составить, используя всего три типа алгоритмических конструкций: (Приложение, таблица 1)

  1. простая последовательность действий (линейный алгоритм) - описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
  2. повторение действий (циклический алгоритм) - команды идут по кругу, некоторые действия повторяются.
  3. выбор действия (алгоритм разветвления) - составные команды, определяющие разветвления процесса решения задачи в зависимости от выполнения некоторых условий.

Имеются различные формы записи алгоритмов, предназначенные для различных исполнителей:

а) словесные предписания, в том числе включающие различные формулы

б) наглядные блок-схемы, ориентированные на исполнителя-человека программы, представляющие собой запись алгоритма на язык понятном ЭВМ, т. е. языке программирования.

История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах и компьютерных системах.

2.Задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

В процессе анализа педагогической литературы, а именно программ воспитания и развития детей в детском саду таких, как «Радуга» , «Развитие», «Истоки», «Детство», программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой, мною было выявлено, что основными направлениями работы в разделе математики являются: количество и счет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина. А раздел, касающийся алгоритмов, отдельно выделен только в программе «Детство», в других программах есть несколько упражнений и задач, связанные с алгоритмами. Каждая арифметическая задача решается по определенному алгоритму.

Измерения длины отрезка тоже решается по алгоритму:

  1. Выбери мерку.
  2. Наложи мерку с одного (левого) конца измеренного отрезка.
  3. Отметь на отрезке второй конец мерки.
  4. Теперь оставшаяся часть отрезка - измеряемый отрезок.
  5. Если измеряемый отрезок больше мерки, то перейди к указанию 2, иначе - к указанию 5.
  6. Сосчитай метки на отрезке.
  7. Полученное число - значение длины отрезка.
  8. Измерение закончено.
  • Средняя группа

Задачи: 1. Учить зрительно воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

2. Учить отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если…, то…

  • Старшая группа

Задачи: 1. Учить зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, этапность и результат.

2. Учить осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью.

3. Учить объяснять последовательность и этапность выполнения действий разнообразного содержания.

  • Подготовительная группа

2. Учить отражать в речи связи и зависимости последовательных действий.

3.Учить оперировать знаками +, -, = при вычислениях.

4. Учить пользоваться линейными, простыми разветвленными и циклическими алгоритмами.

Описание работы

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания.

Содержание

Введение стр.3
История возникновения термина «алгоритм», определение алгоритма, его виды и свойства. стр.5
Задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике. стр.9
Игры и упражнения для формирования у детей дошкольного возраста умений работать по заданному алгоритму. стр.10
Выводы стр.16
Библиографический список

Консультация для воспитателей

Алгоритм и его использование в работе
с детьми дошкольного возраста

Тарасова Юлия Борисовна

Одним из методов, которыйцелесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, является алгоритм.

Понятие «Алгоритм»

Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой

последовательности надо выполнить , чтобы достичь результата в любой

иззадачопределенною вида;

    последовательность команд для решения поставленной задачи ;

    система правил, сформули-рованных на языке понятном исполнителю и определяющих це-почку действий, в результате которой, мы приходим от исходных данных к нужному результату. Эта цепочка действий- алгоритмический процесс , а каждое действие-шаг . Число шагов для достижения результат конечно.Процесс раз- работки алгоритма -алгоритмизация.

Общие свойства алгоритмов:

    Массовость алгоритма (предназначен для решении группы подобных задач) ;

    Определенностьиобусловленность (алгоритм -точная и строго оп- ределеннаяпоследовательность шагов, нет свободы выбора дейст- вий);

    Результативность (любаяза дача из группы однотипных будет решена с помощью алгоритма);

    Понятность (предписание сформулированотак,что оно одинаково понятно всем исполни телям той категории, на которую рассчитано);

    Дискретность(раздельность: пошаговый характер А);

    Понятие «шаг» - относительно: не всегда один шаг соответствует одному элементарному действию. Это может быть действие тре- бующее разбивки на еще более простые.

    Основные виды шагов:

    1. Простые (предписывающие выполнения некоторых действий)

    2. Составные (определяющие разветвлениепроцессарешения задач)

    Виды алгоритмов:

    1.Линейные (из простых команд).

    2.Разветвленные (если алгоритм предусматривает два варианта ответа).

    3.Циклические(еслидействия повторяются).

    Формы проявления алгоритмов:

    1.Словесные: т.е. выраженная вербально последовательность: например указания;

    2.Наглядные: схемы, формулы.

    Значение алгоритмов :

    Придают развивающий характер обучения .

    Развитие умения планировать свою деятельность и прогнозиро вать результат.

    Развитие речи (точность, крат кость, доступность).

    Использование для развития поисковой деятельности детей.

Наиболее широко алгоритмы используются для ознакомлении детей с физическими явлениями и закономерностями, при проведении элементарной поисковой деятельности (Опыты, эксперименты), в основном в виде схем (наглядный А.: учет особенностей мышления дошкольника). Эти схемы позволяют придти ребенку к верному выводу, опираясь на наглядно представленную необходимую последовательности действия.

Младший возраст.

Основная задача- подготовка детей к пониманию того, что для достижения результата необходи-мо выполнить действие в соответ ствии с условием (правило, кото рое отражает последовательность действия). Задается алгоритм помощью условного знака - стрелк и.Состоит алгоритм не более чем на трех действий.

Средний возраст:

Количество шагов увеличивается до пяти.Используются специаль ные игры и упражнения на использование алгоритмов.

Старший возраст:

Упражнения на освоение алго ритмов направленные на понимание зависимости между соблюдением последовательности действий полученным результатом. Использ уются линейные алгоритмы, в качестве элементов алгоритма - модели реальных предметов. Дети должны составлять алгоритмы сами на абстрактном материале.

В этом возрасте дети могут составлять простейшие алгоритмы вместе со взрослым или самостоятельно (на примере знакомых, подобных опытов).

Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно .

Правильные привычки – ключи к успеху

Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, «автоматически» или почти не задумываясь. У детей алгоритмы поведения тоже вырабатываются подсознательно, на основе приобретенных навыков. Но далеко не у всех детей формируются правильные привычки, над этим нужно работать.

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы.

У детей с большим опытом разных активностей , таких как частая смена обстановки, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, интеллектуальные игры и т.д., выстраивается «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях .

А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации .

Можно ли развить алгоритмическое мышление?

Самый простой способ – учить своего ребенка всему, что вы знаете и умеете, и заставлять его, как бы ни звучало банально, думать прежде, чем сделать. Большинство детей, которые еще в дошкольном возрасте «учатся жизни» вместе с опытным взрослым, по проверенным временем алгоритмам решения «житейских» проблем, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.

А на школу можно рассчитывать?

В сегодняшнем мире к развитию алгоритмического мышления относятся гораздо серьезнее, чем 5-10 лет назад. В Австралии преподавание основ программирования начинается уже в третьем классе. С 2014 года аналогичные дополнительные курсы для начальных классов стали вводить во Франции. Схожие тенденции в Великобритании, Финляндии, Эстонии, Польше: детей учат понимать основные логические конструкции, обучают основам программирования уже в начальной школе.

В странах СНГ ситуация обстоит иначе, и здесь родителям приходится рассчитывать в первую очередь на себя.

В помощь родителям мы разработали . Это онлайн комплекс логических задач с теорией и комментариями опытных педагогов и методистов.

«Хорошие задачи не просто вырабатывают навык решения аналогичных заданий, а действительно учат думать, искать простейший, правильный, лучший путь».

Примеры задач из Лаборатории логики Logiclike

Алгоритмы помогают усвоить правила безопасного поведения дома и на улице:

Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме…

По алгоритмам удобно учиться рисованию и другому творчеству, вырабатывать внимание к деталям:

Задание на построение алгоритма по созданию аппликации.

Знаешь правильный алгоритм — не ленись и, скорее всего, сможешь самостоятельно приготовить пирожки:

Мы привели примеры простейших алгоритмов. В персональном кабинете есть более сложные и интересные.

В Logiclike дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.

Вполне возможно, что через 10-20 лет, благодаря хорошему старту в раннем возрасте , ваши дети найдут себя в создании новых эффективных алгоритмов для программных решений и совершат нечто значимое для себя и других людей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: