Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе
"Чтение сказки «Снегурочка"
Подготовила воспитатель
группы № 10 Бедулева Н.Ю.
Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.
Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.
Материалы и оборудование : выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.
Организационный момент
Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка )
Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка »).
Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.
Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)
Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.
Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка
Дети, вы прослушали сказку. Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему? Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей ). Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).
Игровая деятельность
- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу.
Физминутка.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.
Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
Художественно-творческая деятельность детей
А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щёпоть), помогает советом (индивидуально).
5. Рефлексия
Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.
6. Библиографический список.
1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. -Волгоград:Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.
Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано - сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях... Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: - Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: - Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.
Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.
Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!
Разбежалась Снегурочка и прыгнула... Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка... (Толстой А.)
Программное содержание:
- Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Активизировать подбор сравнений и определений, синонимов и антонимов к заданным словам.
- Закрепить способы образования степеней сравнения прилагательных.
- Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.
- Развивать память, логическое мышление. Воспитывать интерес к явлениям природы.
1 часть:
Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
Мы спокойны, мы cпокойны,
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии. (садимся полукругом)
(на доске картинки изображающие 4 времени года)
Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
А как можно сказать об этом одним словом? (времена года) .
А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
2 часть. краткая биография писателя.
А я сейчас прочитаю вам рассказ про мальчика Митю, как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания» . Написал рассказ Константин Ушинский.
Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.
(чтение)
Вопросы:
- О чем говорится в этом рассказе?
- Чем Мите понравилась зима?
- Что ему понравилось весной?
- Что запомнилось Мите летом?
- Какими словами мальчик сказал об осени?
- Почему рассказ называется «Четыре желания?»
(физкультминутка)
А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы. Слушайте внимательно и запоминайте.
(повторное чтение)
А теперь кто хочет пересказывать? (вызвать 4 детей)
Вы между собой договаривайтесь, кто о каком времени года будет говорить.
(рассказы детей) .
А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком.
Молодцы, дети, очень подробно рассказали.
3. -Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше. Давайте сравнивать:
Весна теплая – а лето? (теплее, более теплое)
Трава зеленая – а после дождя? (зеленее, более зеленая.)
Осенью холодно – а зимой? (холоднее, более холодно)
Береза высокая – а ель? (выше, более высокая.)
Тигр сильный – а слон? (сильнее, более сильный.)
Клубника сладкая – а малина? (слаще, более сладкая.)
Вата мягкая – а пух? (мягче, более мягкий.)
Дорога узкая – а тропинка? (уже, более узкая.)
Река глубокая – а море? (глубже, более глубокое.)
Мальчик высокий – а его брат? (выше, более высокий.)
4. -Ребята, сегодня в нашем магазине распродажа, каждый может выбрать себе понравившуюся вещь, но в названии вещи должен слышаться звук «к» .
- все выбрали? А сейчас товар рассортируем, если звук «к» слышится в названии в начале слова, нужно положить товар в первую корзину
- если звук «к» слышится в середине – во вторую корзину
Если звук слышится в конце, -то в третью корзину.
5. - А теперь вспомним пословицы: я начинаю, а вы подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах.
Март зиму кончает, весну (начинает) .
Смелый там найдет, где робкий (потеряет) .
Больше знай – да меньше (болтай) .
Вещь хороша когда новая, а друг – когда (старый) .
В умной беседе ума наберешься, в глупой –свой (растеряешь) .
Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет) .
Умел ошибиться, умей и (поправиться) .
Дождик вымочит, а солнышко (высушит) .
Один теряет, другой (находит) .
Сначала свет зажжешь, а уходя (погасишь) .
3часть. Наше занятие подошло к концу.
Скажите, дети, что вы сегодня узнали нового?
Какое время года лучше всех?
Правильно, вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. Спасибо вам всем.
Конспект НОД художественная литература в подготовительной группе на тему «Рисуем - цветную сказку»
Павленко Татьяна Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 128», г.Рязань.Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД художественная литература подготовительной группе на тему: «Рисуем - цветную сказку» Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Направлен на социализацию и коммуникацию детей в группе сверстников, с интересом совмещаем художественную литературу с другими видами деятельности.
Программное содержание:
Развитие межличностного общения, снятие мышечного напряжения.
Развитие памяти.
Развивает кратковременную память. Развитие устной речи, воображения, формирование чувства близости с другими людьми, способность к принятию друг друга.
Оборудование:
Карточка с подготовленными клеточками;
Цветные карандаши (мелки): красный, желтый, зеленый, голубой, оранжевый, коричневый, бордовый, розовый, серый, черный, фиолетовый.
Ход НОД:
«Давайте поздороваемся»Цель: развитие межличностного общения, снятие мышечного напряжения. Преодоление отчуждения.
Ход игры: дети, по сигналу воспитателя, хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей будет специально стремится поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
один хлопок - здоровается за руку,
два хлопка - здороваемся плечиками,
три хлопка – здороваемся спинками.
Для полноты тактильных ощущений желательно вести запрет на разговоры.
«Цветная сказка»
Воспитатель читает вслух сказку «Репка», а ребенок слушает и составляет цветовую картинку. Для этого, услышав название какого-либо цвета, он берет карандаш (мелок) такого же цвета и закрашивает квадрат. И так, слушая сказку, ребенок последовательно закрашивает все квадраты.
Прежде чем приступить к игре, попросите детей повторить, что они должны сделать.
У ребенка- карточка на которой полоса из четырнадцати клеточек.
Воспитатель читает сказку, дети по тексту заштриховывают клеточки.
Репка.
Пришел дед в огород и стал копать землю черную (выделяйте интонационно названия цветов; если ребенок забыл или не понял, что нужно делать, подскажите ему). Решил посадить репку желтую. Стала репка расти. Ботва у нее зеленая. Созрела репка. Стал дед репку тянуть. Лицо стало красное. Сбросил дед на землю фуфайку серую. Небо над ним голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Лицо у бабки стало белое. Солнце над ними оранжевое. Сели дед с бабкой на скамейку коричневую. Позвали внучку. Прибежала внучка. В платочке бордовом. Зовут Жучку, у нее язычок розовый. Позвали Мурку, у нее шерстка серая. Стали тянуть репку, тянут-тянут и вытянули. Наступил вечер фиолетовый.
Достали горшок коричневый и сели есть кашу желтую.
Вопросы:
Интересная цветная сказка получилась?
Назовите цвета?
Повторите предложение по любому раскрашенному цвету.
"Прощание"- после совместной работы"
Цель: Снятие напряжения, объединение и сплочение группы.
Ход игры: дети собираются в круг. Все хором, взявшись за руки, проговаривают.
Дети -Ай да мы молодцы
Молодцы ай да мы
Воспитатель - Настроение, каково?
Дети - (показывают ВО!)
Воспитатель-Все такого мнения?
Дети - (ДА!)
Все -ЗДОРОВО! УРА!
Воспитатель -Вот и пришло время прощаться, давайте все скажем друг другу дружно до свидания!
Воспитатель: Антонова Л.В.
Цель: Формирование интереса детей к личности и творчеству К.И.
Чуковского.
Задачи: расширять знания о творческом наследии К.И.Чуковского, способствовать литературному и творческому развитию детей,
развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путем создания различных игровых ситуаций и заданий; формировать умение анализировать произведения, прививать интерес к детской литературе.
Материально-техническое оснащение:
Книжная выставка Чуковского
ИКТ презентация
Мультимедийный проектор, компьютер, разрезные картинки с изображением персонажей сказок К.И.Чуковского
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Используемые технологии:
- Технологии здоровьесберегающие
- Технология проектной деятельности
- Интерактивные технологии
- Игровые технологии
Предварительная работа:
- Чтение произведений К.И.Чуковского
- Собрание коллекции книг К.И.Чуковского для выставки
- Рассматривание иллюстраций в книгах
- Слушание аудиозаписей сказок в исполнении автора
- Просмотр мультфильмов по сказкам К.И.Чуковского
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Давайте с вами поздороваемся и подарим друг другу наши улыбки, поделимся хорошим настроением! Прежде чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся, меня зовут Екатерина Кузьминична. Мне очень приятно с вами познакомиться! Ну,а теперь мы начинаем наше занятие!Давайте мы с вами расположимся на ковре и немного побеседуем! (Звонит телефон)
В: Извините ребята, у меня зазвонил телефон!
Кто говорит?
От верблюда!
Что вам надо?
Шоколада!
Ой, ребята, похоже мы с вами оказались на пороге сказки! Вы узнали из какой сказки мне позвонили?
Д: Да, узнали. Из сказки «Телефон»
В: Правильно, а кто написал эту сказку?
Д: К.И.Чуковский
(Если дети затрудняются, подсказать им)
А давайте мы с вами отправимся в страну «Чукоколу» и повстречаемся с другими сказками К.И.Чуковского. А отправимся мы на автобусе, кто будет водителем? А мы с вами кто?
Д: Пассажиры.
В: Правильно, поехали!
(звучит аудиозапись песни С. Михалкова «Песенка друзей- мы едем, едем, едем в далекие края».)
В: Вот мы и приехали, проходите и рассаживайтесь на стульчики.
Посмотрите перед вами расположен портрет на котором изображен
удивительный детский писатель К.И.Чуковский. Он родился 31 марта 1882году в городе Петербурге, он был очень веселым человеком и даже свой день рождения отмечал 1 апреля в день смеха, а свою настоящую фамилию и имя Николай Васильевич Корнейчуков переделал и стал Корней Чуковский.
К.И Чуковский радовал своими сказками еще ваших бабушек и дедушек они не представляли своей жизни без сказок Чуковского.
А давайте мы с вами проверим, знаем ли мы сказки К.И.Чуковского. Я буду читать отрывки из сказок, а вы отгадывать из какой сказки:
Муха, муха- цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Д: «Муха-цокотуха» (на экране появляется картинка Мухи-цокотухи»)
Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких,
Да, очень маленьких детей!
Д: «Бармалей» (на экране картинка)
У меня зазвонил телефон,
Кто говорит?
О верблюда
Что вам надо?
Шоколада.
Д: «Телефон» (на экране картинка)
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Д: «Федорино горе» (на экране картинка)
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Убежала от меня…
Д: «Мойдодыр» (на экране картинка)
В: Молодцы! Какие сказки вы узнали?
Д: «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе»
В: А кто написал эти сказки?
Д: К.И. Чуковский написал эти сказки.
В: Ребята, а вы знаете, как называется человек, который пишет сказки?
Д: Да, знаем – сказочник.
В: Верно, сказки Чуковского учат добру, послушанию, смелости,
чистоплотности.
В: В какой сказке говорится, что надо соблюдать чистоту?
Д: «Мойдодыр», «Федорино горе»
В:А какие строчки из этих сказок вы запомнили?
Д: «Убежало одеяло, улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…»
Д: «А посуда вперед и вперед,
По лесам, по болотам идет…»
В:А в какой сказке говорится, что нужно быть послушным и не убегать от взрослых?
Д: «Бармалей»
В: А в какой сказке говориться, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы помочь другим, и что маленький герой сможет победить, достаточно проявить смелость и отвагу.(Наводящие вопросы: «Что случилось с мухой?, Кто ее спас?»)
Д: Эта сказка «Муха-цокотуха»
В:А теперь немного отдохнем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Нас не надо вам лечить (шагают)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать!
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегимотиков. (поглаживают животики)
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем (приседают)
Как орлы летим, парим (машут руками)
Вовсе стороны глядим.
Где- же Африка-страна, (глядят из под руки)
Может помощь там нужна.
Всем мы помощь оказали, (показали, какие сильные)
Сами сильными мы стали!
В: Продолжаем наше занятие! К.И.Чуковский очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал им загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки прячутся в конвертах, которые лежат на столах, пройдите пожалуйста к столам (дети усаживаются и заглядывают в конверты)
В: Ой, а что же случилось с отгадками их кто-то порезал, наверно Бармалей никак не успокоится, шалит. Но не беда, ведь мы умеем собирать пазлы, вот и картинки соберем. Приступайте ребята к работе!
В: Все справились с заданием? Молодцы! Слушайте загадки, а у кого вдруг окажется отгадка, поднимайте руку.
1.Белый дом,
Чудесный дом,
Что-то застучало в нем.
Он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое пушистое и золотое.
(яйцо и цыпленок)
2.Паровоз без колес!
Вот так чудо- паровоз!
Не с ума ли он сошел-
Прямо по морю пошел!
(пароход)
3.Красные двери
В пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
Мясо и хлеб-всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!
(губы, зубы)
4.Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну.
(иголка с ниткой)
5.Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
6.Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
7.Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец- глупца,
Баран- барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну- обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(зеркало)
8.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
9.Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
(автомашина)
10.Хожу- брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
В: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Возвращаемся на стульчики. К.И. Чуковский очень любил все новое, он не только сочинял сказки он, сам их озвучивал записывая на грамзапись.
(воспитатель включает, отрывок из сказки «Таракан»)
Д: «Таракан»
В: Ребята это просто чудо, что прошло много, много лет, а мы слышим живой голос К.И.Чуковского! Мы с вами говорили, что К.И. Чуковский был веселым человеком и он был рад, когда его изображали в мультфильмах с героями сказок, которые он сам и выдумал. Хотите посмотреть отрывок мультфильма «Путаница»
(показ отрывка)
В: В своей жизни К.И.Чуковский много учился.Он самостоятельно выучил английский и французские языки и перевел для вас с английского языка некоторые произведения. Сейчас я прочитаю одну из песенок, которые перевел Чуковский «Скрюченная песня» (показ слайдов и чтение воспитателем произведения)
В: Вот такую веселую песенку перевел для нас Корней Иванович, а вы знаете, как называется человек, который переводит с одного языка на другой.
Д: Переводчик.
В: Правильно. Ребята скажите с творчеством, какого писателя сегодня мы с вами знакомились?
Д: С творчеством К.И.Чуковского
В: Какие произведения для детей написал Корней Иванович?
Д: «Путаница», «Телефон», «Федорино горе» и т.д.
В: Какие литературные профессии этого человека мы узнали? Сочинял сказки.
Д: Сказочник
В: Переводил стихи
Д: Переводчик
В: А, что еще нового вы узнали о Чуковском?
Д: Что он озвучивал свои сказки и мультфильмы.
В: Вот таким гениальным был детский писатель К.И.Чуковский. А сейчас, если вам понравилось наше занятие возьмите зеленый воздушный шар, если не очень желтый.
Возьмите фломастеры и нарисуйте на шариках забавные мордашки, ведь мы потомки К.И Чуковского такие же веселые фантазеры. А теперь, как комарики в сказке К.И.Чуковского на шариках возвращаемся в свой любимый детский сад. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание!
Валентина Большакова
Конспект НОД по художественной литературе в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Цель : Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие .
Приоритетная образовательная область : «Чтение художественной литературы »
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Музыка» .
Виды детской деятельности : Игровая, Коммуникативная, Музыкально – художественная , Двигательная.
Образовательные задачи :
1. Вызвать желание узнавать сказку по заданию . (ОО «Художественная литература » )
2. Закреплять умение передавать структуру сказки с помощью моделирования. (ОО «Художественная литература » )
Развивающие задачи :
1. Развивать воображение, фантазию, мышление. (ОО «Коммуникация» ).
2. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми. (ОО «Коммуникация» ).
3. Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности (ОО «Коммуникация» ).
Воспитательные задачи :
1. Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству , приобщать к словесному и музыкальному искусству и к правилам безопасного поведения. (ОО «Музыка» , «Безопасность» ).
2. Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно. (ОО «Социализация» ).
Оздоровительные задачи :
1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, и для снятия мышечного и нервного напряжений (физминутки) . (ОО «Здоровье» ).
2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего занятия, (ОО «Физическая культура» ).
3. Способствовать формированию здорового образа жизни. (ОО «Физическая культура» ).
Методы : Игровой, словесный, практический, наглядный.
Приемы : Сюрпризный момент, использование ТСО, показ способов действия, рассказ , загадывание и отгадывание загадок.
Словарная работа : Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал : Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку » (разрезные картинки, игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы, диск с русскими народными сказками , костюм сказочницы для педагога .
Оборудование : Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок , ноутбук, диск со сказкой «Как Колобок друзей искал» , диск с викториной по русским сказкам , столы, стульчики.
Педагогические технологии : Элементы социоигровые, личностно – ориентированные, здоровье сберегающие, элементы ТРИЗ.
Предварительная работа : Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - Чтение сказок : «Репка» , «Теремок» , Рукавичка, Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка и других сказок .
самостоятельная деятельность детей - изготовление вместе с родителями пособий для инсценирования сказок .
Ход НОД:
Звучит негромкая музыка. Дети проходят, встают в круг.
Ритуал начала НОД :
Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.
Cтук в дверь, принесли письмо от Сказы Рассказовны .
Воспитатель : (читаю письмо) . Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказовна , меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. Cпасибо вам заранее. " Ребята, давайте поможем. Я очень люблю сказки . А вы, дети, любите сказки ? (ответы детей)
Дети. Да. Любим. Очень любим. И поможем.
Воспитатель.
Воспитатель. Вот первое задание. - А как можно сказать о сказке , какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Воспитатель. Вот вам второе задание. - Вспомните пословицы о книге.
Дети. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель. Правильно, справились.
Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки »
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем ,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад .
Воспитатель. Почему они называются народными ?
Дети : Потому что их сочинил русский народ .
Воспитатель. Верно. Вот вам и третье задание. - И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам .
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть !
(Викторина на компьютере «Русские народные сказки » )
Воспитатель. И с этим заданием вы справились.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель. А вот и четвёртое задание. В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно !
Физкультурная минутка «Сказки »
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко» )
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» )
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться
(стают парами и указательными пальчиками обоих рук
показывают «рожки» )
Воспитатель. Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут .
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей !
Вот следующее задание. (Загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна лягушка
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен .
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать !
Воспитатель. А вот с этим заданием мы точно справимся. (Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее ) .
Сказки : Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.
Воспитатель в это время читает стих :
Трудно сказочку сложить ,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь.
Будем сказки вспоминать ,
Будем в сказки мы играть .
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Воспитатель. Вот ещё одно задание. (Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка» )
Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
Воспитатель. За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу !
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
Воспитатель. Со всеми заданиями вы очень быстро справились, и вам Сказа Рассказовна в подарок отправила эту сказку .
(Дети смотрят сказку
«Как Колобок друзей искал» на компьютере)
Верить в сказку – это счастье .
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Итог :
Чем занимались?
Что было интересно?
Что вызывало трудности?
Ритуал окончания НОД :
«Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами!»
(Дети прощаются и уходят в группу ) .