в чём разница двух сказок сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях и сказка спящая царевна
- Одинаковая (по смыслу) концовка «Я там был, мд-пиво пил»…
Чтобы разрушить чары, в обоих случаях нужно было поцеловать царевну.Отличия:
Различный сюжет.
Королевич и царевна в «Спящей царевне» не знакомы, а у Пушкина они жених и невеста.
Разные мотивы поцеловать царевну.
Разное отношение к действиям злой колдуньи (у Жуковского она хочет убить царевну из мести, а у Пушкина — из зависти).
В Пушкине, Елисей повсюду ищет невесту, а у Жуковского царевич из любопытства приходит в о дворец - У Жуковского — Спящая царевна (название повторяет первоисточник). У Пушкина — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (свое название)
. Различия в сюжете сказок:
Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора. - У Жуковского — Спящая царевна (название повторяет первоисточник). У Пушкина — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей
В основу сказок положен сюжет народной сказки.Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки Царевна-шиповник братьев Гримм и французской Спящая в лесу красавица, обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском
Совпадения:— беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
— причина печальных событий с царевнами желание отомстить, зависть, обида;
— зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен;
— с царевен снимается проклятие;
— царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);
— царевны обе красавицы;
— царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
— царевны пробуждаются — оживают;
— женитьба спасителей на царевнах;
— колдунья-фея и царица — мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Различия в сюжете сказок:— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) у Жуковского — 300 лет спала.
— Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина яблоко (предмет многих русских сказок) у Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Знаем ли мы свои любимые сказки? Тайны и секреты сказочных произведений. О том, как сказки приходят к людям из прошлого и настоящего Коровина Елена Анатольевна
Спящая красавица: любовь по-русски
Ну а теперь поглядим на сказку о Спящей красавице – еще один излюбленный сюжет мировой народной волшебной традиции. В книге «Знаем ли мы свои любимые сказки?» мы уже говорили о том, что у каждого народа есть рассказ о заснувшей царевне-красавице, которую разбудил не менее прекрасный принц. Мы даже разобрали сюжеты самых известных сказок на эту тему – «Спящей красавицы» Шарля Перро и братьев Гримм и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» нашего Александра Сергеевича Пушкина.
Между прочим, если верить литературоведам и пушкиноведам, то эту сказку в стихах наш поэт написал на основе сказки братьев Гримм. Но читатели засомневались, и посыпались вопросы: неужели в русских народных сказках нет подобного сюжета, который поэт мог бы знать?
Что ж, если искать под заголовком про Спящую красавицу или Мертвую царевну, такой сказки в русском фольклоре нет. Но если поглядеть повнимательнее?
Если бы мы давали другое название этой сказке, как бы мы назвали ее?
Давайте вспомним – название всегда дается либо
По имени или прозвищу главной героини,
По месту действия,
По знаковому событию,
По одному из главных символов или предметов – в данном случае по волшебному предмету-символу.
Но сказки про Спящую красавицу у нас нет. По месту действия русские сказки не называются – у нас же все происходит «в некотором царстве, в некотором государстве». Знаковое событие в данной сказке – волшебный сон, в который впадает героиня. Но в заголовках такого не встречается. А вот волшебный предмет – символ магии и колдовства в названиях русских сказок имеется. Ну, неужели и теперь не догадались?
Конечно же «Волшебное зеркало (или зеркальце)» .
Есть у нас такая сказка на традиционный «бродячий» сюжет. Мы не хуже других. А чаще – и лучше! Не верите – почитайте сказку – она есть во втором томе «Русских народных сказок» нашего замечательного собирателя А.Н. Афанасьева (это знаменитый трехтомник). А пока вы ищете второй том, перескажу вкратце события – и вы поймете, что русская сказка – не простой пересказ, как, например, у братьев Гримм, а целый таинственный роман, куда более к жизни приближенный и одновременно куда более приключенчески закрученный.
Действие нашей сказки «Волшебное зеркальце» разворачивается прямо-таки в пяти актах, как принято в истинной старинной трагедии.
Не верите – слушайте! Действие первое.
Собрался один удалой купец поехать по делам. Взял с собой сына. А красавицу дочку дома оставил на попечение своего младшего брата. А брат-то злодеем оказался – начал склонять девицу-красавицу ко греху. Ну вот ни в какой другой литературной традиции желание дяди жениться на племяннице не сочлось бы таким ужасным деянием. А у русского народа душа чиста – браки в одной, пусть и большой семье – блуд. Девица-то наша это отлично знала – как дядя приставать к ней начал – взяла да окатила его кипятком. Не насмерть, конечно, но чтоб отстал. Но дядя только озлился и написал брату письмо, где обвинил девицу в том, что она со всеми парнями деревни романы крутит. Брат-купец прочел эдакое, да и повелел сыну поехать наказать сестрицу. Проще говоря, убить. Ну не воротите нос от жестокости – это просто метафора, как в любой сказке возведенная в крайность.
Однако брат сестру любил, убивать не стал, но посоветовал уйти из дома. Сестрица и ушла. Попала, конечно, в темный лес. В лесу палаты богатырские. И два пригожих и могутных богатыря. Приняли они девицу как родную сестрицу, поклялись быть ее верными защитниками. Отдали ей ключи от всех хором, и стала она хозяйничать. Чувствуете перекличку со сказкой Пушкина? Вот откуда взял он своих богатырей.
Действие второе. Купец-отец домой вернулся. Да не один, а с молодой женой. Та о падчерице и не знала, да случай выпал. Прихорашивалась она перед зеркалом, да и воскликнула, как во всех вариантах сказок: «Нет меня в свете прекрасней!» Ну, зеркало ей и ответило, что она, конечно, хороша, но есть у нее падчерица, так она еще красивее.
И вот дальше начинается отличие от традиционных сказок: злобная купчиха посылает к падчерице злую старуху. И не раз, как в других сказках, а трижды. В русских народных сказках такой триединый повтор обязателен. И не потому, как говорят иные искусствоведы, что мы – народ не быстрого ума, с одного раза не поймем. А потому что
– страна у нас огромна, просторы велики – с одного раза все не охватишь,
– тройка – число нечетное, и уж если трижды выбор сделаешь, наверняка не ошибешься,
– 3 – число магическое, означающее любимца Фортуны, вот и наш герой/героиня всегда получают помощь Высших сил.
Вот и в сказке помощь всегда приходит добрым людям. А злодеи хоть сколько хочешь раз пусть действуют, все равно Добро одолеет. Первый раз старуха относит девице отравленный перстенек, второй – ленту, а третий – ядовитый волос. Наивная девица, желая узнать новости из родного дома (ох уж это любопытство, сгубившее пол земного шара!), надевает перстень, завязывает вокруг шеи ленту – ну и падает замертво. Но бдительные братья-богатыри лишние предметы находят и снимают. Сестрица их оживает. Но вот ядовитый волос, вплетенный старухой в косу сестры, братья увидеть не могут. Приходится им хоронить бедняжку.
И опять свидетельство того, что поэт наш Пушкин сказочку эту читал – увидел в ней, что братья поместили девицу в хрустальный гроб. Ну ни у одного народа мира нет ничего похожего! Так что нашу сказку читал Пушкин, а не немецкую!
Кто знает, что случилось с богатырями, потерявшими сестру?
Уверена, никто не знает. А в русской сказке они покончили жизнь самоубийством – так корили себя за то, что не сберегли девицу, а значит, виноваты в ее смерти. Опять же чисто наш подход: мы отвечаем за все.
Однако жизнь не кончается. Наступает действие третье. Палаты богатырские стоят в непроходимом лесу, и в центральной зале в хрустальном гробу спит девица красоты неописанной. А может – не спит, дожидается? И дождалась. Поехал на охоту царевич, да и попал случайно в палаты белокаменные. Увидел девицу и влюбился. Три раза (опять три!) в лес ездил. У гроба стоял, налюбоваться не мог, с места стронуться. Силком его свита тащила. На третий раз приказал царевич перевезти девицу к себе. Увидела ее царица-мать, пожалела, поплакала, да и сказала сыну: «Надо бы похоронить бедняжку, как полагается. А то тяжело ее душе жить – не на этом она уже свете, но еще и не на том». То есть мать решила сделать как лучше. Тут и царевич слезами залился. Принес цветы, сплел венок, хотел украсить им любимую. Да только стал надевать венок, отравленный волос-то и выпал. Ожила красавица.
На радостях и свадьбу сыграли. Царь с царицей молодуху как дочь родную приняли. Никаких тебе злодейств, которые у Перро замышляла вражина-королева, и в помине нет. Помните, как та решила погубить и невестку, и внуков – то отравить пожелала, то вообще съесть на обед, как заправский людоед? Но, видно, то, что в аристократические французские головы приходит, в русскую нечесаную народную башку и в страшном сне не явится. Мы ж о правах человеков не знаем. Мы просто любим жену сына, как родную дочку. Так что третий акт нашей сказки оканчивается счастливым житьем-бытьем.
Только вот наступает четвертое действие. Заскучала царевна. Затосковала по дому. Ну, уж русская ностальгия всем известна. Тогда, наверное, про нее тоже знали. Потому что посетовал мудрый царь, но отпустил молодых в поездку к отцу девицы. Только поставил условие, чтобы сын-царевич поехал посуху и заглянул в провинции своего царства, ну а молодая жена отправилась на корабле по морю. А в охрану дал ей свекор (кто не понял – это царь-отец молодого мужа) наивернейшего своего генерала. И опять началось! Генерал начал приставать к царевне. Та заявила, что царю-свекру пожалуется. Ну, злодей и принял меры. Проник ночью к ней в каюту и выбросил за борт. Не знал, что и царевна свои меры приняла. Попросила помощи у простых матросов. Один из них и лег в ее каюте переодетым в ее платье.
Глядите, каково действие! Не колдуньи-волшебницы, вроде мамаши-королевы Перро, не изнеженные принцы братьев Гримм – сама купеческая дочка, ставшая царевной, себя защищает, не у фей или волшебников, а у простых матросов помощи просит. Наш сюжет к жизни куда ближе.
Матросы царевну спрятали. Парня, которого генерал за борт вышвырнул, выловили. А как корабль в гавань приплыл, царевна на берег в матросском платье сошла. Пришла к отцу-купцу, но объявляться не стала. Переоделась поваренком, нанялась к нему на кухню работать и стала дожидаться, когда ее муж-царевич приедет.
И начался акт пятый – последний – типа «Воздаяние», как сказали бы сегодня. Приехал царевич, начал тестя-купца спрашивать: «Приехала ли моя супруга, ваша дочь?» Тут и генерал подоспел с объяснением: мол, стояла царевна на палубе – ее смыло. И несостоявшаяся мачеха встряла: «Ах, как жаль!»
Ну что русскому человеку с горя делать надо? Правильно – горе залить. Вот и собрались все горюющие. Говорить-то им не о чем. Решили рассказывать побывальщины. Но каждый о своем молчит. А тут поваренок. Ему и велели свою жизнь рассказать. Поваренок согласился с уговором: кто перебьет – того чумичкой в лоб. Ну и начал рассказ.
Чем дело кончилось, понятно. Обо всем поваренок рассказал и всех злодеев раскрыл. Всем по лбу чумичкой досталось. А под конец своей побывальщины красавица платье поваренка сбросила и в своем девичьем наряде предстала пред родней-то.
«Царевич обрадовался, купец – тоже; бросились они обнимать, целовать ее; а потом принялись суд судить». Всех злодеев покарали – и дядю, и мачеху, и старуху-прихвостницу. Генерала на каторгу сослали, а на его место пожаловали матроса, что царевну от беды спас. «С того времени жили царевич, его жена и купец вместе долго и счастливо».
Удивительно, но эта развернутая сказка, включившая в себя моменты и «Спящей красавицы», и «Белоснежки», развивающаяся в многодействии, когда события перетекают из одного в другое, напоминает больше не народную сказку (обычно сжатую), а любовно-авантюрные повести и романы XVII века, типа «Сказаний о Бове-королевиче».
Все повести о Бове-королевиче пошли от старофранцузского рыцарского романа о легендарном рыцаре Бове д’Антоне (то есть Бове из селения Антон)
К нам эти рассказы пришли через Польшу и Сербию.
Начиналось повествование так: «Жило три брата-короля: Антон, Додон и Гвидон». Это вам ничего не напоминает?
Правильно! Еще две сказки Пушкина:
«Сказка о царе Салтане» (там и Гвидон, и Салтан, который в «Бове-королевиче» тоже упоминается);
«Сказка о Золотом петушке», где имеется царь Додон.
Пушкин был знаком с текстами авантюрных романов. У него в черновиках есть наброски, которые так и названы «Бова».
Он же был высокообразован, наш «шалопай» Александр Сергеевич. И ясно, что вариант русской «Спящей красавицы» – «Волшебное зеркало» слышал. Иначе откуда б ему взять и богатырей, и хрустальный гроб? В вариантах у других народов такого нет.
А у нас есть и еще один вариант «Спящей красавицы», правда, не народный, а авторский. Сейчас он благополучно забытый, а во времена своего появления в литературе очень даже восторженно принятый и даже считавшийся достойным соперником сказки Пушкина «О мертвой царевне». Впрочем, он и реально был сочинен в соперничестве с Александром Сергеевичем, тем более что являлся тоже стихотворным текстом. Ну а кто мог в те времена соперничать с самим Пушкиным, да еще и открыто? Ну конечно же Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852), автор легендарной в то время поэмы «Светлана». Ну уж ее-то все помнят:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
Василий Андреевич был типично русским писателем, причем явно московской «школы» – барином-хлебосолом, хозяином широкой души. В произведениях совершенно очевидно внимание к ярким, а то и насмешливым деталям, красочным словцам. Однако воспитан Жуковский, как и все благородные сословия того времени, на культуре… немецкой и французской. Вот и его «Сказка о Спящей царевне» («Спящая царевна») – явный пересказ сказки братьев Гримм. Начинается история с предсказания, как и у брать ев Гримм, только там рождение дочки предсказывает лягушонок, ну а в изложении по-русски Жуковский сделал персонажем речного рака. Как и у братьев Гримм, царь решает пригласить 12 волшебниц. Однако у Жуковского безымянный царь обретает русское имя Матвей, ну а волшебницы становятся чародейками. Да вот беда – на отечественный же манер лишается царь и двенадцатого золотого блюда – по российской привычке его кто-то банально спер:
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
В.М. Васнецов. Спящая царевна
Ну и дальше как всегда – нет чтобы извиниться перед двенадцатой чародейкой, ее просто не позвали на обед. Однако когда мы читаем текст сказки Жуковского, то вдруг понимаем: из этого текста ушло главное – сказочность, мистичность. Здесь все подробно пересказано (и хлебосольный пир, и множество картинок мира, застывшего вместе с заснувшей царевной), но нет аромата чуда. Даже приход прекрасного принца как-то снижен смешными описаниями. Вот, например, описание того, что принц видел, пока плутал по лестницам заснувшего дворца:
На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.
Путь наверх загорожен.
«Как же быть? – подумал он. -
Где пробраться во дворец?»
Но решился, наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.
Да, забавно и даже смешно. Пушкинской «Мертвой царевне» и в подметки не годится. Ведь здесь напрочь отсутствует сама сказочность – нет ни фантастического духа, ни завораживающей таинственности. А ведь писалась сказка Жуковского в ходе «состязания» с Пушкиным 26 августа – 12 сентября 1831 года. Опубликована была в журнале «Европеец», № 1 (январь) за 1832 год. Именно на такой трактовке настаивают разные энциклопедии. Однако тут явная неувязка. Сказка Пушкина была написана в Болдинскую осень 1833 года. То есть пару лет спустя. Но тогда какое может быть литературное «состязание»? Конечно, может, оба поэта уже в 1831 году думали об одном сюжете? Кто их, любимцев муз, разберет? Тем паче когда речь идет о сказках – все волшебства возможны. Однако думается, что создание двух поэтических сказок в духе соперничества – просто литературная легенда.
В. Гобл. Иллюстрация к сказке «Белоснежка»
Так что же в сухом остатке?
Да, сказки Перро и братьев Гримм («Спящая красавица» и «Белоснежка») были известны в России. Но у нас имелся и собственный вариант – и явно не хуже. Во-первых, более развернутый, приключенческий. Во-вторых, менее кровожадный. В-третьих, более любовный, если хотите. Потому что наш царевич свою юную супругу любил и никаким наветам на нее не поверил. Ну а уж как его русская девчонка любила – понятно: сама со всеми бедами справлялась, сама и обидчиков наказать сумела. Это вам не изнеженная принцесса, ожидающая поцелуя принца. Наша ждать не стала. Да и то! Мы же в России живем – здесь бабы ждать милостей от мужиков не приучены. Что крестьянки, что купеческие дочки, что царевны. Всем, как известно, в горящую избу входить приходится. Ну а сказки только отражают жизненные реалии. Это мы уже поняли.
Из книги Статьи из газеты «Известия» автора Быков Дмитрий ЛьвовичPity pas, или Бодрствующая красавица В связи с нарастающим суверенитетом российской политики, культуры и общественной жизни возникает нужда в новых (точнее, подзабытых старых) трактовках некоторых событий и фигур. Сценарии похищения радио у нашего Попова руками подлого
Из книги Дворцовые перевороты автора Згурская Мария Павловна автора Ивик ОлегРазводы по-русски Как именно разводились на Руси до ее крещения, сегодня доподлинно не известно. Известно только, что разводились, причем, судя по всему, достаточно активно – даже христианство не смогло положить этому конец и вынуждено было с этим как-то сообразовываться.
Из книги История разводов автора Ивик ОлегРазводы по-русски Астров Н.А. Удельный князь Федор Юрьевич Фоминский // Журнал министерства народного просвещения, часть CLXIII, 1872.Белякова Е. Бабьи стоны // Родина, № 4, 2001.Владимиров В. Путешествие в далекое и близкое. М., 1963.Загоровский А. О разводе по русскому праву. Харьков,
Из книги Мистика московских кладбищ автора Рябинин Юрий Валерьевич Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей ЛеонидовичГЛАВА 3 ЛЮБОВЬ ПО-РУССКИ Есть два пути для познания русской любви – литературный и, так сказать, эмпирический. Как правило, все начинают с литературного. Не будем исключением и мы.Со школьных лет впитывают русские и мальчики и девочки истории горькой, несбыточной любви.
Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич Из книги Любовь и политика: о медиальной антропологии любви в советской культуре автора Мурашов ЮрийИнтимность как форма противостояния. советская любовь в 1960-х годах (на примере фильма «А если это любовь?») Известный и вызвавший в свое время активные дискуссии фильм «А если это любовь?» (1961) отталкивается от все той же основополагающей медиально-антропологической связи
Из книги Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» автора Арутюнов Сергей Сергеевич Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин БорисСамоубийство по-русски Чтоб застрелиться тут, не надо ни черта: Ни тяготы в душе, ни пороха в нагане. Ни самого нагана. Видит Бог, Чтоб застрелиться тут, не надо ничего. Леонид Аронзон Траектория русского суицида поражает своей причудливостью и непредсказуемостью. На
Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич Из книги 100 великих картин автора Ионина НадеждаСПЯЩАЯ ВЕНЕРА Джорджоне Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и
Из книги Этюды о моде и стиле автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич«Красавица моя, вся стать…»: Александр Галич и Борис Пастернак[*] Пристрастие Александра Галича к творчеству и его внимание к некоторым обстоятельствам жизни Б. Л. Пастернака хорошо известны. Не вдаваясь в особые подробности, назовем очевидные факты. Стихотворение
Из книги Путешествие в историю русского быта автора Короткова Марина Владимировна11 Модная красавица Время Петра I стало для России эпохой не только реформ в социально–экономической сфере, но и новых мод. Ветер перемен ворвался вместе с указом 1700 г. великого царя, предписывавшим носить новое платье. Широким, длиннополым, с рукавами до пят одеждам
Истоки сюжета «Спящей красавицы» теряются в глубинах Средневековья.
История про «спящую красавицу» была опубликована (до пересказа Шарля
Перро) в Неаполе в 1636 г. Пьер Перро (отец Ш.Перро) приехал в Париж из
Турина. Когда его сын Шарль научился читать, он приобрел для него
популярный по всей Италии сборник сицилийских сказок «Сказки сказок»
Джамбаттиста Базиле, который был опубликован в 1634–1636 году. Версия же
сказки Ш.Перро была опубликована в сборнике сказок «Пентамерон».
В варианте «Спящей красавицы» героиню у Базиле зовут Талия. (Сюжет
сказки: у Лорда рождается дочь Талия - Лорд запрещает приносить
растения, похожие на лён - полученная заноза погружает Талию в сон -
проезжавший король целует Талию - рожденные дети Талии вытаскивают
занозу с материнским молоком - Талия просыпается - называет детей
Солнцем и Луной - королева узнает об измене короля и приглашает Солнце
и Луну к себе, отдав приказ повару приготовить детей на ужин - повар
обманывает и готовит вместо детей двух ягнят - королева едет к Талии
и пытается её сжечь - вовремя появляется Король, спасает Талию и женится
на ней - Король счастливо живет с Талией, Солнцем и Луной). Большинство
пересказов сказки обрывается на моменте пробуждения и свадьбе, в то
время как в оригинале влюбленной паре предстоит еще нелегкое испытание:
борьба с Королевой-людоедкой. Также считается, что основой для сказок
Перро послужили бретонские сказания, которые Перро слегка облагородил.
Перро и Фонтенель возглавляли в тогдашней французской литературе партию
«новых» писателей, которые утверждали, что надо читать новую литературу,
а не искать образцов в древности.
Также не стоит забывать, что одни и те же фольклорные сюжеты были
«канонизированы» не только Шарлем Перро («Спящая красавица в лесу»), но
и не менее знаменитыми немецкими филологами - братьями Гримм
(«Шиповничек»). Шарль Перро известен своим сборником сказок «Сказки
матушки гусыни» («Les Contes de madre l’Oye»), который в первых своих
изданиях назывался «Истории и сказки былых времен с поучениями»
(«Histoires ou contes du temps passe avec des moralites»), впервые
опубликованном в 1697 году. В него тоже вошла сказка о Спящей
Красавице - «Спящая красавица в лесу». Ещё через сотню лет эта же сказка
появилась в варианте братьев Гримм.
«Детские и семейные сказки» («Kinder- und Hausmarchen»), или как
они известны сейчас «Сказки братьев Гримм» («Grimms Marchen»), были
изданы в 1812 году. Большинство сказок, входящих в сборник, были
записаны со слов сказителей Гессена. В оригинальной сказке Братьев Гримм
сюжет наиболее близок к современному сюжету сказки.
Возможно, при написании сказок авторы могли воспользоваться
интересной историей из мифа о Деве Солнца. Богиня Весны (Дева Солнца)
обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную
красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен
пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен
либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать
красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что
в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу,
в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по
пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.
Сказки в русском народном духе А. С. Пушкин писал на протяжении
всей своей жизни с 1914 по 1834 г. Автора интересовали народные обряды,
песни. Известно, что в 1831 году в Царском Селе В. А. Жуковский и его
ученик А. С. Пушкин устроили состязание в написании «лучшей народной
сказки». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки
«Шиповничек», которую нашел у братьев Гримм, и французской «Спящая
красавица», обработанной Шарлем Перро. Со слов же Арины
Родионовны А. С. Пушкин в 1833 году приступает к созданию «Сказки
о мёртвой царевне и о семи богатырях». На написание сказки его
подтолкнула и легенда об Амуре и Психее.
А вот что рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) великий композитор П. И. Чайковский: «Сюжет
так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень
увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают
достоинство произведения». До Чайковского к тому же самому сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица спящего леса - La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошёл на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле
и др. И вот через 50 лет, в 1889 году, уже в России, опять появился
интерес к созданию балета на этот уже ставший классическим сказочный
сюжет.
Попробуем провести сопоставительный анализ сказок А. С. Пушкина
и В. А. Жуковского, а также сопоставить сюжет первоисточников - сказок
Ш.Перро и братьев Гримм.
В Кемеровском цирке дают представление «Аврора: реальная история спящей красавицы». В рекламе его решила поучаствовать даже пресс-служба администрации области: «Спектакль стал одной из самых громких премьер XI Фестиваля русского искусства на Лазурном берегу в Ницце. Создатели постановки соединили несколько произведений по мотивам сказки Дж. Базиле и Шарля Перро и приправили все это музыкой Чайковского и Моцарта… Акробаты и фокусники выступили в роли драматических актеров. Суть происходящего передается мимикой, жестами и трюками… Режиссер-постановщик, режиссер Василий Бархатов, в свои 26 лет поставил более десятка опер, из них пять в Мариинском театре. Опера «Братья Карамазовы» удостоилась награды «Золотая маска-2009».
Сюжет о спящей принцессе известен по рыцарским романам, новеллам итальянцев Джамбатисты Базиле и Джанфранческо Страпаролы и французским народным сказкам. Самая знаменитая из сказок, «Спящая красавица», написана Пьером Перро; его отец Шарль, сочинитель гораздо более известный, прошелся по ней рукою мастера и приделал стихотворное обрамление. Здесь орудует злая волшебница, погружающая юную принцессу в забытье, и рисуется целое сонное царство; когда же героиня просыпается, за нее берется королева-людоедка; однако героический принц и пробужденная красавица преодолевают все трудности, а королева-людоедка гибнет в котле с ядовитыми змеями.
Психоаналитики снабдили этот сюжет подробными интерпретациями, но мы в них не будем вдаваться. Нас больше интересует отечественный вариант этой истории – его перекладывали стихами Василий Жуковский и Александр Пушкин. Жуковский в «Спящей царевне», впрочем, держится довольно близко к версии Перро, только убирает из своей сказки каннибальские мотивы. Пушкин же радикально изменяет сюжет, привнося в него мотивы русских народных сказок (например, хрустальный гроб в глубине горы), а также историю Белоснежки и семи гномов – только гномы у него превращаются в богатырей.
Пушкинская версия оказалась истинно пророческой хотя бы потому, что хрустальный гроб у нас и сегодня хранится в рукотворной горке на Красной площади. Гроб этот неоднократно предлагали вынести и перезахоронить по-человечески; недавно совет по гражданскому обществу и правам человека, созданный с одобрения президента Медведева при Общественной палате РФ, выступил с очередным таким предложением. (Заметим в скобках, что один из лидеров этого совета, Сергей Караганов, идеолог «программы десталинизации», сам похож на какого-то сказочного персонажа типа Кощея Бессмертного.) Впрочем, такие сопоставления, как выражался один тургеневский персонаж, ни к чему не ведут.
Гораздо плодотворней видеть в этой беспробудной царевне аллегорию самой России: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого, и жених сыскался ей – королевич Елисей». Впрочем, эту красавицу уже пытались разбудить с помощью александровских реформ, ленинской революции, сталинского террора, хрущевской оттепели, горбачевской перестройки, ельцинской контрреволюции и путинской стабилизации. Но летаргический сон ее, похоже, длится и длится – иначе незачем было бы затевать очередную модернизацию, которая, вероятно, получит в истории название медведевской. Впрочем, ясно, что это пробуждение – дело нелегкое: недаром Пушкин называет свою героиню не Спящей, а Мертвой царевной.
Рассмотрим и другие эпизоды пушкинской сказки. Скажем, говорящее зеркальце злой царицы («я ль на свете всех милее, всех румяней и белее») однозначно прочитывается как метафора нашего преподобного ТВ. В сказке это зеркальце играет роль сравнительно скромную, но отчетливо скверную, пробуждая в царице самые злые страсти. В финале, узнав о пробуждении соперницы, самовлюбленная царица зеркальце в гневе разбивает, но тут же сама умирает с тоски. То-то президент Медведев предпочитает телевидению Интернет.
Семь богатырей из сказки напоминают то ли «семибанкирщину» (совет олигархов, помогавших Борису Ельцину избираться на второй срок), то ли «семибоярщину» (введение в России федеральных округов и представителей президента в них). Заметим, что в сказке богатыри играют в целом положительную роль, однако наперебой претендуют на руку и сердце царевны. Должно быть, поэтому и самые видные олигархи ельцинской поры нынче равноудалены во всякие тридевятые царства, и число округов и представителей перестало быть магическим: их с недавних пор стало не семь, а восемь.
Еще один важный мотив пушкинской сказки – золотое яблочко, вкусив от которого царевна впадает в сон. Вообще-то в мифах и сказках золотые яблоки – обыкновенно молодильные, они придают героям цветущую красоту и богатырскую силу. Единственное исключение – коварное яблоко, сорванное с Древа познания, встречается лишь в сюжете об Адаме и Еве (и то толкователи Библии утверждают, что здесь должно фигурировать не яблоко, а гранат). Впрочем, на роль волшебных яблок можно посмотреть шире и увидеть в них метафору всякой энергии вообще. Тогда объясняется неоднозначная роль непомерных запасов нефти и газа, которые позволяют России мирно почивать в летаргическом сне. Вот и по поводу нынешнего повышения цен на нефть некоторые сокрушаются: если оно так пойдет и дальше, модернизация в России опять может быть отложена, в ней просто отпадет насущная необходимость.
Ну, и так далее – у Пушкина еще много пророческих деталей, вплоть до богатырской забавы «выманить из леса пятигорского черкеса»: победоносные реляции об уничтожении очередного кавказского бандформирования раздаются едва ли не каждую неделю. Впрочем, нам сейчас интереснее, что финал у пушкинской сказки вполне благополучный.
И о гроб царевны милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился.
Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув,
произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет.
Не верить Пушкину нет оснований; остается понять, кто же этот королевич, но это мы и пытаемся определить в каждые президентские выборы, и очередные уже не за горами.
Впрочем, если модернизация России на западный манер окажется удачной, не исключено, что дело пойдет не по нашему исконному сценарию, а по западному заковыристому варианту, описанному отцом и сыном Перро. Там пробудившейся царевне предстоит еще много испытаний – в частности, она родит дочь Аврору, в русском переводе Зарю. Вот только новой Авроры нам и не хватало.